Личностно ориентированное обучение географии и его перспективы в организации урока

Новое в образовании » Способы организации современного урока географии » Личностно ориентированное обучение географии и его перспективы в организации урока

Страница 2

- обновление видов учебной деятельности на уроке географии и во внеклассной, внешкольной работе должно способствовать творческому саморазвитию индивидуальной личности каждого ученика.

Современные педагогические технологии непрерывного развития позволяют больше индивидуализировать дифференциацию на уроке географии, расширяя диапазон творческих работ учащихся и включая их в образовательный компонент учебно-воспитательного процесса.

Особая забота учителя-географа – это развитие потребностей, читательских интересов, направленности личности каждого ученика. Регулятором этого процесса является мотивация, весомые для личности социальные устремления, выбор будущей сферы деятельности.

Личностно-ориентированный характер организации урока географии не противоречит главной идее гуманизации современного образования.

Дифференциация как способ организации урока географии предполагает разделение учащихся на группы по уровню развития способностей, то есть при дифференциации обязательно присутствует интеграция, выражающаяся в данном случае в объединении учащихся для совместной деятельности.

Не менее важным аспектом является различное построение процесса обучения географии в выделенных группах на уроках. При современной наполняемости класса в 20-25 человек таким образом осуществляется учет индивидуально-типологических особенностей личности, ее креативные и коммуникативные способности.

Педагогический опыт работы в группах показывает, что в классах дифференцированного обучения географии удачными являются следующие условия контроля за учебно-познавательной деятельностью учащихся:

- создание для ученика условий успеха и уверенности;

- моделирование ситуаций, в которых он может выбрать уровень сложности и трудности контрольного задания;

- сотрудничество учителя и ученика;

- учет временного фактора в зависимости от индивидуальных возможностей ученика;

- тематический учет знаний;

- использование метода малых групп;

- соблюдение принципа гуманизации при осуществлении контроля;

- поощрение ученика и другие.

Информационные технологии и ИТК, прочно утверждающиеся в географическом образовании, требуют дополнить перечень критериев к уровню географического развития учащихся этой группы следующими:

- осознание роли информационных технологий для получения географического образования, личностно ориентированного обучения;

- желание использовать инновации на уроке, дома в освоении географии;

- выполнение ИТК в полном объеме, упорство в достижении максимальных результатов (количества баллов).

Кроме того, учащимися этой группы накоплен большой запас знаний, который активно пополняется за счет современных информационных ресурсов. Их читательский опыт широк, отличает этих учащихся не только желание читать, но и умение слушать, а также получать радость от результатов своего труда. Говорить о других дополнительных критериях развития этой группы, достаточно сложно из-за отсутствия каких-либо статистических данных на начало XXI века.

Вторую группу учащихся отличают следующие, на взгляд А.Б. Ланцовой, важные особенности географического развития:

- любовь к книге при низкой инициативе выбора

- недостаточно развитое воображение;

- склонность к фотографичности, конкретности (видение, прежде всего, предметного плана) восприятия в целом;

- ограниченность ассоциативных связей;

- низкий уровень сформированности видов практической деятельности с географическим явлением;

- стремление «пролистывать» книгу;

- аморфное восприятие географического текста и неумение сосредоточиться на главном в работе в классе и дома;

- желание работать по образцу, по аналогии;

- заниженная самооценка своих способностей и достижений в географическом развитии;

- неустойчивость интереса к познавательной деятельности в целом;

- средний уровень коммуникативных и креативных способностей.

Скорректировав требования, предъявляемые к уровню способностей учащихся этой группы с позиций новых образовательных технологий, следует добавить еще такие:

- недостаточное осознание преимущества получения информации по географии с помощью разнообразных инновационных ресурсов;

- формальный или развлекательный характер доступа к географическим данным;

- пренебрежение к тестовым заданиям, к выполнению ИТК, пропуск части «С» в экзаменационных тестах.

При целенаправленной и заинтересованной работе с детьми, умелом руководстве их самостоятельной деятельностью со стороны учителя-географа и других учителей учащиеся этой группы становятся более инициативными и быстро догоняют своих сверстников из первой группы по уровню географического развития.

Третью группу учащихся отличают следующие особенности в освоении географии:

- низкий уровень начитанности, ограниченность читательского опыта;

- эмоциональная «глухота»;

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Профессиональный опыт
Изучая проблему этапов профессионального пути, нельзя не затронуть вопрос о профессиональном опыте человека. Профессиональный опыт включает сложившиеся мотивационные установки и менталитеты, а также запас профессиональных знаний, умений (п ...

Методика проведения диагностики уровня развития связной речи детей
Для изучения уровня развития связной монологической речи детям предлагают прослушать сказку, небольшую по объему. Пересказы записывают и анализируют по следующим показателям: 1) понимание текста – правильное формулирование основной мысли; ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru