Методика организации интегрированных уроков литературы и истории в 11 классе средней школы

Новое в образовании » Способы организации современного урока географии » Методика организации интегрированных уроков литературы и истории в 11 классе средней школы

Страница 3

Секреты «белых пятен» открывала

«Оттепель», 1953-1960 гг.

Таким образом, при данном отборе тем для проведения интегрированных уроков требовалось достичь гармонии формы и содержания, чтобы чтение для старшеклассников стало «трудом и творчеством», поэтому в основе каждого урока лежит диалог – «совместный поиск истины».

Для реализации поставленных задач интеграции предметов используются различные формы уроков: исследование, инсценирование, семинары, урок-комментарий.

Иначе выглядит подготовительный этап урока литературы и истории в 11 классе по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор» по теме «Аграрная политика советского правительства и отражение ее антигуманной сущности на страницах художественного произведения «Матренин двор». На уроках истории при прохождении тем «Экономическое и социальное развитие советского общества в конце 50-х начале 60-х годов» и «Политическая и духовная жизнь общества» с учащимися ведется поиск ответов на такие проблемные вопросы: 1.Какие факторы свидетельствуют о том, что положение крестьянства с 30-х годов постоянно ухудшалось? 2. Какие меры по укреплению аграрного сектора были приняты в стране в конце 50-х начале 60-х годов? 3. Каковы были их последствия? 4. Почему тема аграрного производства была наиболее умалчиваемой? Учащимся предлагаются для анализа документы и материалы, помещенные в «Практикуме по истории СССР». Формой урока выбрана дискуссия. После изучения этих материалов выпускникам школы было рекомендовано прочитать рассказ «Матренин двор». На уроках литературы к этому времени учащиеся уже познакомились с биографией А.И. Солженицына, его творчеством. Цель, которую ставят учителя литературы и истории, - это, прежде всего, научить находить отражение исторического процесса в художественном произведении, отработать умение применять ранее полученные знания.

Для дискуссии на уроке из числа учащихся назначены «архивариусы», которые подобрали исторические факты по теме. Им в ходе урока предоставлялась возможность познакомить одноклассников с подборкой материала. Практика показывает, что в интеграции как способе организации урока литературы заложены широкие возможности по привитию у молодых людей интереса к данным предметам, отработки публичных выступлений.

Во вступительном слове учитель литературы (именно он ведет урок) отметила, что, какие бы реформы ни проводило правительство, они часто проваливались, потому что человек как субъект их реализации фактически отсутствует. Зато этот человек испытывал и испытывает их тупиковый результат. В 30-е годы, которые вошли в историю как годы сплошной коллективизации, погибло около 13 млн. крестьян. С какой болью повествует об этой трагедии В. Тендряков в рассказе «Хлеб для собаки». А какое предвидение катастрофы высказывали на страницах своих произведений А. Платонов, Ф. Абрамов, В. Овечкин! И ту же боль за судьбу русского человека показал А.И. Солженицын в рассказе «Матренин двор».

В работе по тексту произведения классу были предложены следующие вопросы и задания:

1. Передать сюжет рассказа.

2. Опираясь на текст, показать, как проходило дальнейшее разорение деревни в хрущевские времена.

3. Как социально «обеспечивался» крестьянин, не способный больше работать.

4. Почему первое название рассказа было «Не стоит село без праведника»?

5. Какую роль в рассказе играет пейзаж?

6. Язык рассказа. Почему автор использовал диалектную лексику и т.д.

Таким образом, учителя литературы и истории стараются помочь учащимся увидеть через художественное произведение исторический процесс, осмыслить общественное явление, эмоционально откликнуться на него.

Другой интегрированный урок по теме «Литература и искусство в конце XIX – начале XX века», не только расширял возможности учащихся синтезировать знания, но и развивал потребность в системном подходе к объекту познания. Известный психолог Лев Семенович Выготский писал о том, что эффективным обучение будет только в том случае, если оно отражает развитие личности ученика. А этому способствует такое обучение и воспитание, такие педагогические методы, которые рефлексирует интеграция на уроке литературы и смежных учебных предметах.

В прежние годы во всех методических пособиях по истории рекомендовалось изучать на уроке реалистическое течение в литературе этой эпохи. О модернизме, модернистских течениях либо вообще не говорилось, либо разговор шел в «бледно-серых тонах». Но время все расставило на свои места. Поэтому и было принято решение отступить от штампов и вести на уроке разговор о модернизме, формой урока был избран – урок-салон с использованием традиционных форм внеклассной работы: инсценировкой. Работа по подготовке урока была распределена таким образом: все учащиеся разделены на три группы:

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое о педагогике:

Обследование особенностей внимания детей с ЗПР
В исследовании мы поставили следующие задачи: - определить характерные особенности основных свойств внимания, уровень его развития у детей с ЗПР, участвующих в нашем эксперименте; - сопоставить полученные данные со структурой дефекта и пат ...

Принципы и типы систематизации и обобщения
Систематизация должна быть целенаправленной, объективной, всесторонней, регулярной и индивидуальной. Раскроем эти принципы систематизации подробнее. а) Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой формы. Постановка цели о ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru