Ученик получает карточки с фрагментами иллюстрации и большую карту. Нужно разложить карточки на расчерченную часть большой карты изображением вниз, так чтобы понятие и его толкование совпали, закрыть второй половиной карты и, осторожно перевернув, чтобы изображение получилось наверху, открыть половину карты. Если понятия и объяснения были совмещены правильно, получится целая иллюстрация, как в детской игре в кубики. Ошибка сразу видна, и ее можно исправить, переложив карточки.
Почти на каждом уроке, тем более на уроке внеклассного чтения, находим время для небольшой викторины по произведениям, изучаемым в школе или рекомендованным для самостоятельного чтения. Учитель читает небольшой отрывок текста или включает грамзапись, а ребята называют произведение, автора, говорят, кому из героев принадлежат прочитанные слова или о ком идет речь. Нужно постараться выбрать самые увлекательные моменты из рассказа, повести или сказки, и, если ученики еще не читали эту книгу, им обязательно захочется узнать, что будет дальше.
При использовании индивидуальных заданий нужно подготовить карточки с отрывками из литературных произведений и пронумеровать их. Получив 5-6 карточек, ученик записывает на листке их номера и рядом – названия произведений, фамилию автора, сцену, о которой идет речь. Если произведение осталось неузнанным, ставится прочерк. Учащимся такое задание нравится, а учителю легко его проверить.
Различные виды игровой деятельности помогают развивать интерес школьников к урокам литературы, к изучаемым программам, побуждают к творчеству: они сочиняют сказки, стихи, загадки; им хочется стать «писателями», своими руками сделать книжки-малышки.
Плодотворнее всего непосредственное обращение к художественному тексту, чтение его, чтение осознанное, прочувствованное, выразительное. В практике обучения литературе распространены чтение в лицах, инсценировки, подготовленные заранее, вне урока. Ведь только тогда ученик читает хорошо, когда понимает характер персонажа, «заразится» его чувствами. Читая, читая и вновь читая, он учится понимать, чувствовать, переживать прочитанное, и овладевает навыками выразительного чтения.
В работе над сценами из сказки «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо» ребята стараются изобразить в чтении жестокого змея, хитрых коварных жен, ленивых братьев, снова и снова стараются прочитать смело и гордо слова Ивана – крестьянского сына с помощью интонации, жестов, мимики. Они учатся «говорить» сказки не спеша, напевно, передавая и нарастание опасности, и радость победы, и сочувствие и насмешку. Перед ними – сама поэзия, красота и богатство русской речи. Одну и ту же страницу дети не устают читать по нескольку раз; каждый хочет попробовать: вдруг у него получится представить героя лучше всех.
Результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что игра – эффективный способ организации урока литературы в современной школе. Вариативность его реализации обусловлена увлеченностью самого учителя, его пониманием важности игры в развитии как младших, так и старших подростков.
Серьезная и кропотливая работа с учениками старших классов включает индивидуальные задания с перечитыванием произведения, с указанием нужных глав, отдельных страниц, с указанием аспекта наблюдения. Учитель является организатором игры, направляет учеников к цели.
Успешному проведению ролевой игры на уроке литературы способствует удачный выбор темы, использование домашних заготовок, правильное распределение ролей, постоянное обращение к художественному и литературно-историческому материалу, подведение итогов, таких как рекомендации к дальнейшему росту, повышению уровня развития и результаты его. Ход ролевой игры зависит от инициативы, фантазии, жизненного опыта учителя и учащихся, поэтому при планировании ролевых игр педагог должен учесть психологические и межличностные особенности данного коллектива учащихся. Ведущим на уроке должен быть учитель или сильный в своих знаниях ученик, так как от того, насколько хорошо ведущий знает текст, творчество писателя, историческую эпоху, какие дидактические вопросы задает, зависит успех игры, ее конечные результаты. Ведущий может (в некоторых случаях должен) помочь участникам, с помощью наводящих вопросов. Таким образом, учитель ненавязчиво влияет на ход игры. При этом надо помнить, что игра уже началась и в вопросах должно звучать обращение к персонажу по его игровому имени. В результате проведения ролевых игр учащиеся осмысливают общечеловеческие ценности, приобретают навыки участия в дискуссии и опыт принятия коллективных решений в различных ситуациях.
Новое о педагогике:
Классификации детей «группы риска»
К детям и подросткам «группы риска» относятся дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, неадекватном формам и требованиям ближайшего окружения: семьи детского сада, школы и т.д Во-первых, зд ...
Применение технологии на уроках математики
В настоящее время большое внимание уделяется так называемой технологизации образовательных систем, что связано с научно – техническим прогрессом, информатизацией и технологизацией общества, а также особенностями системы образования. Педаго ...