2. по объему высказываний: отдельные предложения, краткие связные высказывания, полные тематические связные высказывания (монолог-сообщение, монолог-описание, монолог-рассуждение).
Далее предлагаются упражнения по формированию умения монологической речи в процессе работы с печатным текстом, с проблемными наглядными изображениями и зрительными опорами.
Речевые упражнения на основе печатного текста
Учащимся 11 класса на уроке французского языка были предложены следующие упражнения, основанные на прочитанном тексте (Приложение 2):
1. Определите тематическую принадлежность текста (un roman, une nouvelle, un essai)
2. Прочтите текст и найдите предложение, в котором сформулирована тема.
3. Ответьте на вопросы к тексту.
4. Разбейте текст на смысловые части и озаглавьте их.
5. Сформулируйте главную мысль текста.
6. Сформулируйте и запишите тему, основные мысли (мысль каждой смысловой части) и главную мысль (основной смысл) данного текста.
7. Выпишите из текста слова, которые указывают на переход от одной законченной мысли к другой.
8. Найдите в тексте слова и выражения, которые указывают на авторское отношение к сообщаемым фактам и событиям.
9. Просмотрите текст и выберите ключевые слова для передачи его основного содержания.
10. Составьте тезисы, передающие основные мысли (основной смысл) текста.
11. Скажите, какая информация, необходимая для вашего высказывания, есть в тексте, а какую необходимо найти.
12. Просмотрите два первых абзаца текста и кратко расскажите о…
13. Составьте план к рассказу о… Подумайте, где уместно ввести сведения о…, чтобы не нарушить логику изложения.
14. Расскажите о поведении персонажа и выразите свое отношение к приводимым в тексте фактам и событиям.
15. Составьте письменный пересказ текста. Выберите для этого 7–8 предложений, передающих основное содержание текста. Добавьте к ним фразы речевого оформления монологического высказывания (L’histoire qui porte le titre … a commencé … Le personnage principal est… Pourtant… D’abord… Enfin… Finalement…).
16. Составьте сжатый пересказ основного содержания текста своими словами.
17. Передайте содержание текста. Используйте для этого замены слов и перефразирование.
18. Составьте план монологического высказывания по определенной теме (проблеме), подберите к нему информацию из текста.
19. Подготовьте развернутое монологическое высказывание с использованием текстовых материалов для определенной ситуации общения.
Речевые упражнения на основе проблемных наглядных изображений
Старший этап обучения иностранному языку предполагает работу с проблемными наглядными картинками. Ниже представлен один из возможных вариантов реализации методики, использованной при работе с «проблемными» картинками. Работа состоит из пяти этапов.
Этап I – Идентификация – предусматривает характеристику самого документа (картинки), например по нижеследующему плану.
1. Qu’est-ce que c’est comme image?
C'est / II s'agit d' / un dessin (humoristique) / une publicité (pour) / une photo en noir et blanc (en couleur) / une affiche / un tableau / une vignette d'une bande dessinée…
2. D’où vient-il / elle?
II / elle est tiré(e) de… / pour… / pris(e) à l'occasion de… / publié(e) par… / réalisé(e) pour…
3. A qui il / elle est destiné(e)? / A qui elle s’adresse?
II / elle s'adresse au public qui…/aux enfants/aux adultes
Учитель раздает картинки и карточки с вопросами, а также с модельными фразами (МФ) для примерных ответов. (Приложение №3)
Новое о педагогике:
Социальный педагог в центре социальной помощи семье и детям
Обязанности и права социального педагога: В своей профессиональной деятельности социальный педагог обязан: Руководствоваться Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, Положением и Правилами внутреннего рас ...
Развитие профессионала с акмеологической точки зрения
Рассмотрим подробнее особенности профессионального пути и развития профессионала. Концептуально с акмеологических ¹ позиций развитие профессионала можно представить как процесс и результат системных преобразований развивающейся личнос ...