Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 3

С дифференциацией глаголов, включающих приставки - ото -, вы -, также справляются не все дети.

Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проступает в понимании и употреблении детьми фраз, пословиц с переносным значением. Например, румяный как яблоко трактуется ребенком как много съел яблок.

В грамматическом оформлении речи данной категории детей отмечаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа (дети увидели медведев, воронов).

Имеют место нарушения согласования прилагательных с существительными, если в одном предложении встречаются существительные мужского и женского рода (я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручкой), единственного и множественного числа (я раскладываю книги на большом столе и маленьком стуле вместо я раскладываю книги на больших столах и маленьких стульях). Обнаруживаются нарушения в согласовании числительных с существительными (собачка увидела две кошки и побежала за двумями кошками).

Особую сложность для этих детей представляют конструкции с придаточными предложениями. При этом обнаруживаются следующие ошибки:

пропуски союзов (мама предупредила, я не ходил далеко — чтобы не ходил далеко);

замена союзов (я побежал, куда сидел щенок - где сидел щенок);

инверсия (наконец все увидели, долго искали которого котенка - увидели котенка, которого долго искали).

В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок констатируются нарушения логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов.

Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, дети пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями.

Дети испытывают трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.

Речевая недостаточность у большинства детей с общим недоразвитием речи сопровождается несформированностью отдельных компонентов двигательной, когнитивной, эмоционально-аффективной сфер психической деятельности.

Так данные экспериментальных исследований Г.С. Гуменной (1978), Т.Д. Барменковой (1997) свидетельствуют о том, что дошкольники с общим недоразвитием речи по уровню сформированности логических операций значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников, они с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова отмечают, что у детей с общим недоразвитием речи недостаточные устойчивость и объём внимания, ограниченные возможности его распределения, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Э.Л. Фигередо (1991) в работе "Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью" представили результаты исследования психических функций.

При исследовании зрительного восприятия давалось задание опознать предмет в усложнённых условиях. Дети с недоразвитием речи воспринимали образ предмета с определёнными трудностями, им требовалось больше времени для принятия решения, отвечая, они проявляли неуверенность, допускали отдельные ошибки в опознании.

Исследование мнестических функций позволяет заключить, что запоминание словесных стимулов у детей с общим недоразвитием речи значительно хуже, чем у детей без речевой патологии.

Исследование функции внимания показывает, что дети с недоразвитием речи быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны экспериментатора, затрудняются в выборе продуктивной тактике, ошибаются на протяжении всей работы.

У детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью сформированы зрительное восприятие, внимание и память. Дети с ОНР малоактивны.

В исследованиях Ю.Ф. Гаркуши и В.В. Коржевиной (2001) отмечается, что у дошкольников с общим недоразвитием речи имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационо-потребностной сферы; форма общения у старших дошкольников преобладает ситуативно-деловая, что не соответствует возрасту, при это затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей и создаются серьёзные проблемы на пути их развития и обучения.

Учёные отмечают недостаточно сформированную координацию движений во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляционной.

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Методические рекомендации по подготовке и оформлению студенческих научных работ на Республиканский конкурс
Для участия в Республиканском конкурсе научных студенческих работ необходимо предоставить ответственному за НИРС вуза следующие документы. Научная работа, оформленная в соответствии с ГОСТ 7.32, 7.1. Объем работы не должен превышать 50 стр ...

Творчество Л. Улицкой
Появление первых произведений писательницы не обратило на себя особого внимания официальной российской критики. Это, на наш взгляд, из-за того, что написанные рассказы, отклонённые «толстыми журналами», были опубликованы лишь в ряде ежедне ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru