В разработке методики констатирующего эксперимента основополагающим явилось современное понимание развития грамматического строя в норме.
При составлении методики исследования словоизменения существительных мы опирались на методические разработки таких авторов, как О.Е.Грибова, Р.И. Лалаева , Л.Г. Парамонова, Н.В. Серебрякова, И.А. Смирнова , С.В. Зорина,Т.Б. Филичева. , Г.В. Чиркина , и других ведущих педагогов – логопедов.
За основу этой методики положен психолингвистический подход. Логопедическое исследование включало образование существительных в единственном и множественном числе, изучение беспредложных падежных и предложно-падежных конструкций существительных.
Методика исследования словоизменения существительных в устной речи.
Разделы исследования:
I. Сформированность системы словоизменения существительных в единственном и множественном числе.
II. Употребление беспредложных конструкций существительных
III. Употребление предложно – падежных конструкций существительных.
I. Сформированность системы словоизменения существительных в единственном и множественном числе.
Дифференциация единственного и множественного числа существительных.
Цель: умение дифференцировать единственное и множественное число существительных.
Материал исследования: картинки, изображающие один или много предметов и слова (груша-груши, варежка-варежки, стол-столы, стул - стулья, зеркало-зеркала, дерево-деревья).
Процедура и инструкция.
Логопед предлагает детям посмотреть на картинки и ответить на вопрос: "Покажи, где стол. А где столы? Или где дерево. А где деревья? Или: "Покажи, где одна варежка, а где две варежки?
II. Употребление беспредложных конструкций существительных
Употребление существительных в винительном падеже единственного числа.
Цель: умение употреблять существительные в винительном падеже единственного числа.
Материал исследования: картинки (кот, ананас, капуста, пила, яблоко, платье)
Процедура и инструкция.
Логопед раскладывает перед ребенком последовательно картинки и предлагает ему назвать, кого (или что) он видит на картинке.
Употребление существительных в родительном падеже единственного числа.
Цель: умение употреблять существительные в родительном падеже единственного числа.
Материал исследования: картинки (рыба без хвоста, стрекоза без крыла, медведь без лапы, слон без хобота, ведро без крышки, корыто без воды)
Процедура и инструкция.
Логопед объясняет ребенку, что художник не успел дорисовать картинки. Затем перед ребенком последовательно выкладывает картинки и просит сказать, у кого (чего) чего - то нет (у слона нет хобота, у ведра нет крышки, у рыбы нет хвоста).
Употребление существительных в дательном падеже единственного числа.
Цель: умение употреблять существительные в дательном падеже единственного числа.
Материал исследования: Две серии картинок (первая серия – еж, петух, белка, корова, лошадь, коза; вторая серия – морковка, трава, сено, яблоко, орехи, овес).
Процедура и инструкция.
Логопед предлагает ребенку посмотреть на первую серию картинок. "На этих картинках изображены животные. Дадим корм животным. Для этого надо вспомнить, кто что любит" Далее логопед предлагает по одной картинке одной серии. Логопед задаёт вопросы: "Кому дадим морковку? Кто любит орехи? Или кому дадим сено?".
Употребление существительных в творительном падеже единственного числа.
Цель: умение употреблять существительные в творительном падеже единственного числа.
Материал исследования. Картинки и слова (молоток, ключ, пила, ложка, полотенце, ведро.
Процедура и инструкция. Перед ребенком выкладываются картинки, затем логопед просит показать картинку и ответить на вопрос:
Чем забивают гвозди?
Чем замыкают дверь?
Чем пилят дрова?
Чем едят суп?
Чем вытираются?
Чем черпают воду из колодца?
III. Употребление предложно – падежных конструкций существительных.
Исследования понимания и употребления предложно – падежных конструкция единственного числа.
Цель: умение исследовать понимание и употребления предложно- падежных конструкций единственного числа.
Материал исследования: картинки с изображением двух предметов в различном пространственном расположении по отношению друг к другу (ложка в тарелке, ложка на тарелке, ложка под тарелкой; карандаш в книге, карандаш на книге, карандаш под книгой; полотенце на вешалке, полотенце под вешалкой, полотенце над вешалкой).
Процедура и инструкция.
Логопед перед ребенком выкладывает картинки и просит показать, где ложка в тарелке, на тарелке, под тарелкой,
Карандаш в книге, на книге, под книгой;
Полотенце на вешалке, за вешалкой, над вешалкой,
Исследование дифференциации в экспрессивной речи.
Материал исследования тот же.
Процедура и инструкция. Логопед предлагает назвать, где находится предмет, изображенный на картинке. Она показывает картинку ребенку и дает инструкцию типа: "Где находится ложка?" или "Где находится карандаш?" или " Где находится полотенце?
Новое о педагогике:
Причины
не совершенствования речевого этикета
Восхищаясь теми чудесными методами, при помощи которых ребёнок овладевает родным языком, не забываем ли мы, взрослые, призваны обучать его правильной речи? Не отказываемся ли мы от роли его воспитателей? Никто не отнял права восхищаться сл ...
Субъективные трудности, связанные с индивидуально-возрастными особенностями
слушателей
Трудности аудирования, которые обусловлены индивидуально-возрастными особенностями учащихся, являются субъективными, в отличии от трудностей объективного характера, связанных с содержанием и структурой аудиотекста, а также условиями его во ...