Использование учителем методов воспитания в педагогической работе

Новое в образовании » Педагогический талант учителя » Использование учителем методов воспитания в педагогической работе

Страница 2

Методы формирования общественного поведения и опыта отношений представляют собой набор средств, которые обеспечивают те или иные виды деятельности воспитанников.

Основными приемами привлечения воспитанников к той или иной деятельности являются различные виды требований. Наиболее распространенными из них являются прямое и косвенное требования.

При прямом требовании воспитатель непосредственно добивается нужного поведения. Такое требование бывает негативным и позитивным. Негативное – тормозит нежелательные поступки, позитивное – непосредственно указывает на то, что необходимо сделать.

Прямое требование предъявляется решительным тоном, в четкой словесной формулировке. Причем в практике воспитания должно быть установлено различное соотношение позитивных и негативных требований.

У неопытных учителей нередко встречается такая ошибка: на малейшие нарушения они реагируют многочисленными запрещениями: «не разговаривайте», «не вертитесь» и т.п. Обращаясь к отдельным ученикам, педагог в таких случаях буквально не поспевает за нарушениями других школьников. Число их поступков множится, и окрики наставника тонут в море хаоса. Вот как опытный учитель начинает работу в классе. Дети в начале урока ведут себя шумно, объяснений инструктивных указаний не слушают.

Когда воспитанники хорошо знают своего наставника или организуется известная им деятельность, более эффективным становится косвенное требование – совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т.п. Косвенное требование отличается от прямого тем, что стимулом действия становится не само требование, а вызванные им психологические факторы - переживания, интересы, стремления самих детей.

Большую группу составляют косвенные требования, основанные на положительном отношении воспитателя к детям (просьба, требования доверием, одобрением, намеком, советом и т.п.). Это наиболее часто употребляемые средства эффективного воздействия и атмосфера взаимного уважения – важнейшее условие его эффективности.

Немаловажную роль играет и группа требований, показывающих отрицательное отношение воспитателя к деятельности воспитанника. Это, например, выражение недоверия, осуждение.

Утрата доверия переживается детьми очень остро, поэтому выражение недоверия становится в отдельных случаях действенной формой требования.

Поощрение и наказание в теории и практике воспитания не всегда оценивались по достоинству. Так, педагоги античной эпохи, средневековья применяли различные меры наказания, в том числе физические, были порой скупы на поощрения.

Некоторые теоретики воспитания первых лет советской власти, наоборот, резко выступали против всяких наказаний, считая, что они воспитывают ребят.

Ни та, ни другая точка зрения не являются правомерными, ибо оба метода корректировки поведения являются объективно необходимыми.

Поощрение - это подтверждение правильности того, что сделано воспитанником. В основе его лежит доверие к нравственным силам человека. Вовремя использованное, оно содействует развитию положительных черт характера человека и вызывает стремление к их укреплению.

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Организация работы с детьми по развитию игрового опыта
1 направление. Цель: учить играть с куклой, последовательно выполняя взаимосвязанные действия. Задачи: Пополнить и закрепить активный словарь по теме (одежда, посуда, купание). Ввести детей в проблемно-игровую ситуацию. Показать последоват ...

Понятие цветового типа. Определение цветотипа
Каждый человек относится к определенному цветовому типу. Это значит, что одежда и косметика определенных цветов лучше подходит данному человеку, нежели какая-то другая. Косметологи выделяют четыре таких типа: весенний, летний, осенний и зи ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru