5. Умения осуществлять индивидуальный подход. Эта группа умений предполагает систематическое изучение индивидуальных особенностей школьника; развитие положительных индивидуальных особенностей; выбор и обоснование приемов и методов взаимодействия с дифференцированной группой и отдельными школьниками; осуществление помощи учащимся в коррекции их поведения; анализ достигнутых результатов через ведение диагностической карты учащегося.
6. Умения исследовательской деятельности. Это есть умения анализировать воспитательные ситуации школы, находить теоретическое, научно-обоснованное решение; обосновывать проблему исследования, пользоваться психолого-педагогической и методической литературой, документами в области образования для обновления воспитательного процесса; обобщать и переосмысливать опыт; анализировать реальные социальные явления и усматривать их значение применительно к воспитательной деятельности; владеть методами научного исследования; проводить педагогический эксперимент, направленный на выяснение и корректировку определенных проблем воспитания; определять и анализировать исходный уровень развития и воспитания личности; диагностировать изменения в уровне развития и воспитанности личности; изучать интересы, возможности учащихся, анализировать мотивы поступков и деятельности.
Любого педагога волнует эффективность его работы. Особенно проблемно стоит этот вопрос, когда речь идет о воспитательной деятельности. Определить эффективность воспитательной деятельности невозможно без изучения результатов деятельности, так как эффективность определяется соотношением поставленных целей, то есть прогнозируемого результата и реально достигнутого. При оценивании воспитательной деятельности необходим комплексный подход (разные источники информации). При этом очень важно учитывать мнения учащихся о качестве воспитательной работы, а так же о том, насколько им приятно общаться с педагогом в воспитательном процессе. Не менее важным источником информации о деятельности педагога является качество проводимой воспитательной работы (занятий, мероприятий и т.д.), использование новых форм организации и новых педагогических технологий. Значительное влияние на эффективность воспитательной работы оказывает методическое обеспечение, которое предполагает наличие материалов по обобщению передового педагогического опыта и рекомендаций по их использованию, наличие рекомендаций по организации конкретных форм воспитательной работы, наличие диагностических карт и других аналитических материалов. Самое трудное в оценке воспитательной деятельности - конечный результат (характер ценностных ориентаций, эмоциональная насыщенность жизни детского коллектива, самочувствие ребенка в коллективе, творческое содружество педагогов и воспитателей и др). Нельзя исключить также мнение администрации о качестве воспитательной работы педагога. Учет и оценка качества воспитательной деятельности позволяет добиваться высоких результатов в воспитании. В реальной практике это обеспечит соответствие воспитательной работы каждого педагога новым решаемым задачам
Подводя итог всему вышесказанному, сформулируем основные задачи подготовки и переподготовки лиц, занимающихся воспитанием подрастающего поколения:
- развитие интереса к воспитательной деятельности, мотивационно-ценностного и эмоционального отношения;
- формирование профессиональной установки на овладение комплексом воспитательных умений и навыков;
- развитие творческих способностей;
- формирование таких профессионально-значимых качеств, как: высокая гражданская активность и социальная ответственность; любовь к детям; духовная культура; желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; способность к эмпатии; способность к рефлексии; креативность - способность к творчеству; эмоциональная уравновешенность; уверенность в себе; умение создавать позитивные подкрепления для самовоспитания учащихся.
Новое о педагогике:
Методика ознакомления с литературными
произведениями детей раннего возраста
С 1,5 лет для развития речи малышей начинает проводиться занятия с использованием художественного слова - знакомством с миниатюрными произведениям народного творчества, с доступными для детей авторскими произведениями. На основе ритмико-ме ...
Методика Шаталова с точки зрения учебно-воспитательного процесса
Образовательная модель известного педагога-новатора Виктора Федоровича Шаталова в свое время вызвала полемику, можно ли считать данную методику технологией обучения. Согласно мнению Г.К. Селевко – ведущего специалиста в области педагогичес ...