Для того чтобы полученные учащимися знания о механизмах влияния компонентов образа жизни на состояние здоровья были созданными и могли служить ориентиром в поведении, целесообразно включать их в практическую работу, например, проведение уроков здоровья.
Обращать внимание учащихся на процессы, происходящие на клеточном уровне, важно еще и потому, что причины многих заболеваний, кроются в нарушении биохимических процессов в клетке. Понимание особенностей этих процессов позволит учителю подойти к проблемам здоровья с позиций химии и таким образом, осуществить и межпредметное взаимодействие.
Здоровье учащихся - одна из острых проблем современной жизни. Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов, в том числе и учителей начальных классов. Каждому учителю следует знать основные факторы, влияющие на развивающийся организм, на формирование здорового образа жизни, а также наиболее эффективные методы здравотворчества.
Понятие «образ жизни» включает следующие составляющие: питание, физическую активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья. Естественно, что в зависимости от этих составляющих и образ жизни может быть различным.
Факторы, формирующие здоровье, многообразны: одни укрепляют здоровье, другие – ухудшают его (факторы риска). Их объединяют в четыре группы: 1. образ жизни (50 % в общей доле влияния); 2. внешняя среда (20%); 3. наследственность (20%); 4. качество медицинского обслуживания (10%).
Выделяют несколько основных слагаемых гармоничного здоровья человека: физическое, нервно-психическое, духовно-нравственное, соматическое и социальное.
В формировании представлений о здоровье, здоровый образ жизни школы может учить не только через систему воспитательной внеурочной работы, но и через образовательный процесс, включающий уроки природоведения, естествознания, окружающего мира, физкультуры.
В курсе природоведения 3-й класс (школа 1-3) и 4-й класс (школа 1-4) выделена самостоятельная тема «Организм человека и охрана его здоровья», разработан ряд уроков по природоведению, посвящённых здоровью человека. Разработки содержат в основном нетрадиционный материал, направленный на развитие самостоятельности мысли учащихся, познавательных интересов и активизацию творческих возможностей. При ознакомлении с данной темой идёт опора на субъективный опыт учащихся для того, чтобы они умели поддерживать в себе веру в свои возможности быть здоровым, чувствовать ответственность за сохранение своего здоровья. Для этого используются традиционные и нетрадиционные средства обучения.
Уроки физкультуры – основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями. Однако, обычный урок не даёт особого эффекта в плане оздоровления учащихся. В связи с этим, учителям физкультуры совместно с медиками, необходимо разрабатывать комплексы специальных методов и средств на основе использования дыхательной гимнастики и вводить их в обычный урок физкультуры.
Дыхательная гимнастика должна основываться на получении массажного эффекта при помощи струи воздуха, получаемой при применении короткого и активного вдоха.
Для решения поставленных задач необходимо использовать игры, упражнения игрового характера с произношением во время выдоха различных звуков, стихотворных строк, пением песенок в такт ходьбе – звуко-речевая гимнастика, которая является своеобразным вибромассажем, способствующим уменьшению бронхоспазм. Полезны игры с дозированным бегом, ходьбой в чередовании с упражнениями на расслабление, дыхательными упражнениями. Это способствует улучшению функции терморегуляции, внешнего дыхания. Для профилактики бронхолёгочных заболеваний также применяют игры, содействующие нормализации прикуса. Локальная гимнастика направлена на оздоровление при помощи механического раздражения биоактивных точек локальных легкодоступных на теле групп. В её основе лежит использование техники точечного массажа.
Новое о педагогике:
Экспериментальная проверка разработанной методической системы воспитания
орфоэпической культуры младших школьников на уроках чтения
Первый этап
. На данном этапе определялся исходный уровень сформированности орфоэпической культуры младших школьников (по данным констатирующего эксперимента). В констатирующем эксперименте приняли участие два вторых класса Касумкентской с ...
Современная теория тестов
Педагогическое измерение латентных качеств в западной литературе ассоциируется с Latent Trait Theory; этим названием утверждается специфическая направленность и даже уникальность данной теории для измерения именно латентных качеств. Однако ...