«Сосуд, наполненный восьмью кружками вина, разлить без меры на две равные части по сосудам, из коих в один входит 5 кружек вина, а в другой 3».
Эту задачу можно включать при введении понятия «меры».
Немного позднее задачу привели в книге «Библиотека учёная, экономическая, нравоучительная, историческая и увеселительная в пользу и удовольствие всякого звания читателей: Часть I». В разделе «Математические и физические увеселения на стр. 261 читаем:
«Некто, имея бутыль, наполненную 8 галенками хорошего вина .» и т.д.
Данная задача есть и в книге И. Буттера «Занимательные и увеселительные задачи, изданные Иваном Буттером». Усложнённые варианты головоломки находим в задачах №№ 18-22.
Публиковались ли в старину более простые задачи данной тематики? Ответ на этот вопрос проливают следующие строки из работы У. Болла и Г. Коксетера «Математические эссе и развлечения»:
« .Упомянем ещё несколько задач, которые веками входили в почти каждое собрание математических развлечений . Первый пример даёт хорошее представление о целом классе подобных задач. Некто отправился к источнику за водой с двумя кувшинами ёмкостью в 3 и 5 пинт. Как сможет он принести домой ровно 4 пинты воды? Решение здесь не составляет никакого труда».
Решение задачи в книге не приводится. С помощью наименьшего количества переливаний цели можно добиться следующим образом: Заполняется водой из источника больший кувшин, Зл из него переливаются в меньший и выливаются. 2л воды, оставшиеся в пятилитровом сосуде, перемещаются в трёхлитровый. Больший кувшин вновь наполняется водой из источника, 1л из него отливается в меньший кувшин. Теперь в пятилитровом сосуде находится ровно 4л воды.
Отметим, что именно с решением одной из сложных задач о переливаниях, связывают раскрытие математических способностей выдающегося французского математика С. Д. Пуассона. В задаче, предложенной юному Пуассону, ёмкость сосудов в отличие от хрестоматийной задачи составляла не 3, 5, 8 (мер), а 5, 8. 12 (пинт; пинта — мера жидкости):
«Некто имеет двенадцать пинт вина и хочет подарить из него половину, но у него нет сосуда в шесть пинт. У него два сосуда, один в 8, другой в 5 пинт; спрашивается: каким образом налить шесть пинт в сосуд в восемь пинт».
Быть может в школе учится будущий выдающийся математик и предложит свое решение.
Таким образом, видно насколько долог и тернист был путь многих задач прежде, чем они дошли до наших дней. И насколько кропотлив и трудоемок был труд тех людей, тех ученых, которые искали новые более рациональные решения этим задачам, которые несомненно активизируют деятельность детей в процессе решения задач.
Из выше приведенных примеров задач историко-математического характера можно сделать вывод, что исторические задачи сейчас используются как логические задачи. В свою же очередь задачи с историческим содержанием делятся на типовые стандартные и нестандартные, которые можно применять на уроках при изучении различных тем, касающихся величин, математических понятий и способов арифметических действий.
Новое о педагогике:
Содержание проблемных ситуаций на уроках математики
А.М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как, «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия ...
Методические рекомендации по изучению темы «Соотношение между сторонами и
углами треугольника» в 7 классе
Данная разработка уроков ориентированна на учащихся седьмого класса и реализуется на основе следующих документов с учетом Госстандарта: федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по математик ...