Из истории задач о переливании жидкостей

Страница 2

«Сосуд, наполненный восьмью кружками вина, разлить без меры на две равные части по сосудам, из коих в один входит 5 кружек вина, а в другой 3».

Эту задачу можно включать при введении понятия «меры».

Немного позднее задачу привели в книге «Библиотека учёная, экономическая, нравоучительная, историческая и увеселительная в пользу и удовольствие всякого звания читателей: Часть I». В разделе «Математические и физические увеселения на стр. 261 читаем:

«Некто, имея бутыль, наполненную 8 галенками хорошего вина .» и т.д.

Данная задача есть и в книге И. Буттера «Занимательные и увеселительные задачи, изданные Иваном Буттером». Усложнённые варианты головоломки находим в задачах №№ 18-22.

Публиковались ли в старину более простые задачи данной тематики? Ответ на этот вопрос проливают следующие строки из работы У. Болла и Г. Коксетера «Математические эссе и развлечения»:

« .Упомянем ещё несколько задач, которые веками входили в почти каждое собрание математических развлечений . Первый пример даёт хорошее представление о целом классе подобных задач. Некто отправился к источнику за водой с двумя кувшинами ёмкостью в 3 и 5 пинт. Как сможет он принести домой ровно 4 пинты воды? Решение здесь не составляет никакого труда».

Решение задачи в книге не приводится. С помощью наименьшего количества переливаний цели можно добиться следующим образом: Заполняется водой из источника больший кувшин, Зл из него переливаются в меньший и выливаются. 2л воды, оставшиеся в пятилитровом сосуде, перемещаются в трёхлитровый. Больший кувшин вновь наполняется водой из источника, 1л из него отливается в меньший кувшин. Теперь в пятилитровом сосуде находится ровно 4л воды.

Отметим, что именно с решением одной из сложных задач о переливаниях, связывают раскрытие математических способностей выдающегося французского математика С. Д. Пуассона. В задаче, предложенной юному Пуассону, ёмкость сосудов в отличие от хрестоматийной задачи составляла не 3, 5, 8 (мер), а 5, 8. 12 (пинт; пинта — мера жидкости):

«Некто имеет двенадцать пинт вина и хочет подарить из него половину, но у него нет сосуда в шесть пинт. У него два сосуда, один в 8, другой в 5 пинт; спрашивается: каким образом налить шесть пинт в сосуд в восемь пинт».

Быть может в школе учится будущий выдающийся математик и предложит свое решение.

Таким образом, видно насколько долог и тернист был путь многих задач прежде, чем они дошли до наших дней. И насколько кропотлив и трудоемок был труд тех людей, тех ученых, которые искали новые более рациональные решения этим задачам, которые несомненно активизируют деятельность детей в процессе решения задач.

Из выше приведенных примеров задач историко-математического характера можно сделать вывод, что исторические задачи сейчас используются как логические задачи. В свою же очередь задачи с историческим содержанием делятся на типовые стандартные и нестандартные, которые можно применять на уроках при изучении различных тем, касающихся величин, математических понятий и способов арифметических действий.

Страницы: 1 2 

Новое о педагогике:

Основные направления воспитательной работы с осуждёнными
Существуют следующие основные направления воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях: 1. Правовое воспитание осужденных. Это процесс формирования правосознания, включающего знание принципов и норм права и убеждение в необходимости ...

Социально-педагогическая работа в школе
Отечественная школа имеет опыт решения социальных проб­лем учащихся. Это, прежде всего деятельность классных руководи­телей, на которых нередко возлагались функции и социального педагога, и социального работника. Возникает необходимость со ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru