Содержание обучения чтению

Страница 2

Более эффективным средством углубления понимания текста является прием самопостановки вопросов к нему в процессе чтения и осмысления содержания читаемого. Этот прием позволяет рассмат­ривать чтение и понимание учебного текста как решение мыслитель­ной задачи, суть которой заключается в умении обнаруживать и решать те проблемы, которые составляют содержание текста. Учитель должен научить школьников читать текст так, чтобы по ходу чтения они ставили перед собой вопросы, отражающие познавательную сущность текста, и с их помощью осознавали его логическую структу­ру, выделяя в нем главное, основное. Цель работы — пробудить у учащихся стремление лучше понять текст, разобраться в неясном.

Конкретные пути реализации описанного приема разнообразны. Учитель, например, читает вслух следующий текст: «В «Артеке» стало традицией выезжать в открытое море и отправлять письма незнакомым друзьям. К пирсу подходят катера, и путешествие начинается. В туманной дымке тают очертания знакомых гор. Далеко в открытом море ребята бросаю бутылки. Их подхватывают и уносят волны…(остановка)

Одну из бутылок волна выбросила на болгарское побережье. Её отправили в редакцию газеты «Народна младеж»…(остановка)

делая остановки, во время которых он обращается к классу с вопросами такого типа:

О чем теперь вы хотели бы узнать?

Какие вопросы здесь возникают?

О чем будет говориться далее?

В последующем учащимся предлагается самостоятельно ставить вопросы после прочтения определенной части текста, указанной учи­телем, или после прочтения текста в целом. Овладению приемами изучающего чтения способствуют также составление плана, поста­новка вопросов по тексту товарищам или учителю, составление от­ветов на поставленные вопросы.

Приемы изучающего чтения реализуются учащимися в процессе работы с различными текстами в учебниках русского языка. Прежде всего это тексты параграфов, в которых излагается теоретический материал, разъясняются факты и явления лингвистического характе­ра, даются определения понятий, перечисляются их характерные признаки, излагаются правила. Их чтение связано с изучением нового материала, с познанием новых явлений и фактов.

Глубокое проникновение в содержание текста, осознание взаимо­связи и последовательности всех его частей требуется от школьников при изучении текстов, содержащих образцы рассуждений, способы применения правил, образцы выполнения различных видов разбора. Читая подобные тексты, они овладевают соответствующими способа­ми деятельности, усваивают последовательность действий, которые необходимо выполнить в ходе решения учебной задачи, осознают их взаимосвязь и взаимозависимость.

И наконец, изучающее (глубокое) чтение необходимо в работе с исходными текстами на этапе подготовки к написанию изложе­ний (такие тексты также содержатся в учебниках русского языка). От глубины восприятия исходного текста, от степени осознания его структуры и особенностей языкового оформления зависит характер его воспроизведения учащимися.

Ознакомительное чтение — это быстрый вид чтения, за­дачей которого является понимание основных идей каждого абзаца (каждой части) и текста в целом, усвоение его содержания без специальной установки на последующее воспроизведение. Ознако­мительное чтение базируется на приемах общего охвата содер­жания, требующих умений определять тему текста по заголовку, по названию, по его началу и концовке, прогнозировать содержание текста, ориентироваться в его композиции, членить текст на смы­словые части и устанавливать отношения между ними, выделять главную и конкретизирующую, существенную и несущественную информацию, видеть ключевые, несущие основную нагрузку слова.

Эти умения формируются в процессе выполнения специальных упражнений, в основе которых лежат такие задания: изложить сжато содержание предложения, абзаца, текста; прочитать предло­жения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала пол­ностью, а потом — без них (сравнить смысл); подчеркнуть слова, которые могут быть опущены без ущерба для передачи основ­ной информации; найти в тексте ключевые слова, несущие основ­ную информацию; найти главные мысли текста (абзаца), ориентируясь на его название (аннотацию, план). Перечисленные упраж­нения способствуют развитию умения быстро извлекать необходи­мую информацию, опуская второстепенное, несущественное.

Приемы ознакомительного чтения реализуются в работе с текстами упражнений, содержание которых тесно связано с тео­ретической частью параграфа. Как правило, тексты такого рода невелики по объему, интересны по содержанию, легки для пони­мания. В них даются сведения о происхождении и жизни слов, о нормах их употребления, иллюстрируются те или иные положения теоретической части изучаемой темы и т. п. Приемы ознакомитель­ного чтения необходимы учащимся в работе с текстами примечаний к параграфам, где излагаются дополнительные сведения об изучае­мых фактах, уточняются положения, раскрытые в основном тексте.

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Дидактико-методические системы. Основные теоретические направления и принципы обучения
Обучение – процесс социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Отсюда важнейшая социальная функция обучения заключается в формировании личности, соответствующей социальным ...

Оценка эффективности инновационного развития образования
Концепция инновационного развития образования Новосибирской области предлагает современные подходы к оценке качества и эффективности образования. В соответствии с такими подходами система оценки в большей степени опирается на качественные ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru