Содержание обучения чтению

Страница 3

Чтение в данном случае направляется специальными заданиями, конкретизирующими задачу учащихся: найти ту часть текста, которая могла бы дополнить текст изученного параграфа; что но­вого вы узнали по сравнению с ранее изученным материалом; кратко сформулировать основную мысль текста (указанного абза­ца); найти ту часть текста, которая отвечает на вопрос .; прочи­тать часть текста и ответить на вопрос, что нужно сделать, чтобы . .

Особый вид текстов в учебниках русского языка представляют задания к упражнениям, освоение которых требует от школьни­ков применения различных приемов чтения: либо изучающего (если требуется воспроизвести задания после чтения, определить основ­ную цель задания, последовательность его выполнения), либо оз­накомительного (если нет установки на последующее воспроиз­ведение, если количество конкретных заданий невелико, а их ха­рактер не требует глубокого осмысления).

В зависимости от цели и специальных задач анализа заданий к упражнениям приводятся в действие соответствующие приемы чтения. Чтобы добиться глубокого осмысления характера задания, учитель предваряет чтение текста серией вопросов: прочитайте задание к упражнению и ответьте на вопросы: с какого из заданий надо начинать выполнение упражнения и почему? Какое из данных заданий является наиболее трудным и почему? Какой из этого следует вывод? Какой материал необходимо повторить (или вспом­нить), чтобы выполнить задание (или часть его)? Прочитайте текст задания и составьте план его выполнения.

Если же требуется обратить внимание учащихся не на все, а лишь на определенные пункты задания, актуализировать те из них, которые связаны с изучаемой темой или решением какой-либо частной учебной задачи, то следует нацелить школьников на озна­комительное чтение, давая такие, например, задания:

прочитать задания к упражнению и найти те из них, которые связаны с изучаемой темой;

прочитать задания к упражнению. На какую часть изученного материала нужно опираться при их выполнении?

Просмотровое чтение базируется на умениях выделять смысловые вехи по начальным фразам абзаца, по заголовкам, членить текст на смысловые части, выделять и обобщать факты в процессе чтения, прогнозировать дальнейшее развертывание текста.

Чтобы сформировать данные умения, необходимо в процессе чтения текстов научить школьников анализировать заголовок (название) текста; соотносить текстовой материал с невербальной информацией (рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы и т. п.); прогнозировать содержание текста (абзаца) по начальным пред­ложениям его; осмысливать способы обобщения сказанного в конце текста. Для этого используются следующие виды заданий:

назвать ключевые предложения абзаца;

назвать предложения, которые открывают новую тему текста;

прочитать данные абзацы и определить, какая тема их объ­единяет;

как можно продолжить текст, если он называется .;

из каких (скольких) частей будет состоять текст «Кем бы я хотел быть и почему?»;

с какой частью текста параграфа соотносятся рисунки (схемы, таблицы) и т. п.

В учебниках русского языка представлены тексты, работа с которыми потребует от учащихся использования навыков просмот­рового чтения. Это отрывки из художественных, научно-популяр­ных произведений, газетных публикаций, составляющие основу мно­гих упражнений. Задания к ним, как правило, предусматривают озаглавливание текстов, определение основной мысли, темы и стиля высказывания, выделение его частей и т. п. Выполнение некоторых из этих заданий опирается на навыки просмотрового чтения, когда учащийся должен получить общее представление о содержании материала, найти ответ на какой-либо один конкретный вопрос, содержащийся в задании (определить стиль высказывания; на­звать основные вопросы, которые затрагивает автор; определить вид связи между предложениями и др.). Подобные задания преду­смотрены почти в каждом упражнении, если в основе его лежит текст.

Если в основе упражнения лежит художественный текст, сле­дует обратить внимание школьников на его выразительные достоин­ства, на те средства языка, которые придают ему особое звучание. С этой целью используются задания такого характера:

какую роль в описании играют имена прилагательные (или другие части речи);

какие глаголы использованы для описания действий . ;

как и почему изменяется порядок слов в первой и второй частях текста;

какие формы глагола помогают описать прошлые события зримо, образно;

— каким образом автор передает свои чувства при описании .

Задания такого типа предусмотрены в учебниках русского языка. Они требуют от учащихся глубокого проникновения в содержа­ние текста, его полного осмысления и направлены на развитие у школьников эмоционального восприятия прочитанного, языкового чутья, чувства прекрасного. В данном случае потребуется актуали­зация приемов изучающего чтения, ибо изменился характер задачи чтения. Из этого следует, что в работе с текстами упражнений необходимо правильно организовывать выполнение заданий, направ­ленных на осознание их содержания:

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Обучение учащихся в образовательной области «Технология» на основе личностно ориентированного подхода как социально педагогическая проблема
Изменения, происходящие в системе общественной жизни, непривычные для нашего человека (безработица, банкротства предприятий, занятия личным бизнесом, завоевание своего «места под солнцем» любой ценой, жесткий индивидуализм в различных сфер ...

Влияние лингвострановедческого материала на формирование положительной мотивации
В настоящее время в мировой практике обучения языкам международного общения ставятся задачи обучения иностранному языку как средству межкультурного общения, как инструменту взаимообогащения народов, стран, континентов, как способу познания ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru