Но если такое знакомство детей с нравственными образцами – достаточное условие, то для усвоения нравственного смысла только эмоционального отношения к носителю этих образцов, недостаточно. Такое предположение вытекает из понимания смысла нравственных отношений. Выражающегося в учёте тех последствий, которые повлекут за собой совершаемые ребёнком действия для другого, в учёте переживаний и желаний другого человека. Многие исследователи указывают на чрезвычайно большое значение эмпатии для раскрытия нравственного смысла поступков.
В психологии и педагогике большое значение в раскрытии нравственного смысла поступков обычно придаётся взрослому, который должен привлекать внимание ребёнка к последствиям его поступков и поступков других людей для тех, на кого они направлены.
Характерной чертой начальных этапов становления нравственности у дошкольников является слитность моральных чувств и знаний. Это проявляется не только по отношению к нравственным оценкам и представлениям, но и по отношению к реально выполняемым нормам, к нравственным поступкам дошкольников. В ряде исследований отмечалось, что характер поведения детей раннего возраста и дошкольников зависит от того, как относятся дети к сверстнику: с симпатией, антипатией или нейтрально. Так, в работах Р.И. Ибрагимовой и Н.П. Лысенко показано, что первоначально (в конце раннего возраста и в младшем дошкольном возрасте) поступки детей, объективно заключающие в себе выполнение элементарных этических норм, возникают на основе чувства симпатии. У средних дошкольников выполнение нравственной нормы также во многом зависит от того, как дети относятся к сверстнику. Только в старшем дошкольном возрасте нравственное поведение детей начинает распространяться на более широкий круг людей, не имеющих с ними непосредственной связи. При этом отмечалось, что выполняя нравственную норму по отношению к несимпатичным детям, 6-7 летние дошкольники не испытывали чувства удовольствия.
Особенности психического развития детей дошкольного возраста важно учитывать для выяснения вопроса о возможных границах нравственного развития в этом возрасте. Система взаимоотношений состоит из ряда взаимосвязанных элементов, различных по своей сложности и обобщённости (нормы, идеалы, принципы). Вполне естественно, что первоначально ребёнку доступны лишь самые простые нравственные отношения, причём нормы в зависимости от их сложности также усваиваются детьми не одновременно.
Таким образом, усвоение ребёнком норм нравственных отношений предполагает, прежде всего, определённую степень развития у него таких качеств, как произвольность, самооценка. А также переход социальных, внешних по отношению к ребёнку нравственных требований в его внутренние этические инстанции. Такой переход обуславливается наличием 3-х основных моментов:
- представлением определённого нравственного содержания ребёнку, знакомством с ним ребёнка;
- раскрытием нравственного смысла, подразумевающим умение выделять переживания другого человека и ориентироваться на них в своём поведении;
- переходом имеющихся у ребёнка знаний в нравственные мотивы поведения путём выполнения нравственной нормы в конкретно значимой ситуации, разрешение которой предусматривает одновременно защиту нравственной нормы и её активное, самостоятельное применение ребёнком, выступающим в качестве субъекта и объекта нравственных требований.
Существуют различные издания по дошкольной педагогике, которые касаются вопросов речевого этикета. При написании данной темы были трудности с отбором литературы, т.к. её оказалось не достаточно. Хотя эта тема необычайно важна, т.к. именно в дошкольном возрасте закладываются основные качества, которыми человек по мере своего взросления, будет пользоваться и пронесёт через всю жизнь, подавая пример своим поведением.
Книга Максаковой А.И. «Правильно ли говорит ваш ребёнок» предназначена для воспитателей детского сада. Цель данной книги - помочь воспитателю в организации и проведении бесед с родителями по вопросам формирования у ребенка правильной, чистой, культурной речи.
Замечательная книга Формановской Н.И. «Речевой этикет и культура общения». Эта книга подробно и объёмно рассказывает об этикете речи и различных аспектах этого вопроса.
Авторы, виднейшие российские учёные и педагоги: Максакова А.И.
Формановская, Островская Л. Ф., Чуканова З., Юдина Н., Одинцова Л. и другие практические работники опубликовали свои статьи, которые отражают суть исследуемой мной темы.
Новое о педагогике:
Методика ознакомления детей с произведениями искусства
Через произведения искусства дети не просто знакомятся с явлениями жизни: они получают представления о прекрасном, гармоничном, целесообразном, выразительном, т.е. учатся эстетически осваивать жизнь. Прежде всего, педагог воспитывает у дет ...
Результаты работы с детьми
Работа музыкального руководителя многогранна. В процессе работы с детьми музыкальный руководитель использует различные формы, виды, содержания работы, но вся его деятельность (здесь имеется в виду именно роль и место музыкального руководит ...