Описание сущности педагогического опыта

Страница 6

«Цепочка пожеланий». Каждому учащемуся по цепочке (в определенной последовательности) предлагается обратиться с пожеланиями к себе и товарищам по итогам взаимодействия. Пожелания могут быть направлены на предстоящее взаимодействие, будущие дела. Заканчивает цепочку пожеланий учитель, подводя определенный итог.

«Заверши фразу». Для выявления результативности урока (внеклассного мероприятия), раскрытия у учащихся сформированности определенного понятия о рассматриваемом явлении, событии предлагается завершить ряд фраз, касающихся содержания, атмосферы, организации работы во взаимодействии.

Например, после игры-путешествия с экологическим содержанием при рефлексии можно предложить участникам завершить следующие фразы:

«Природа – это…»;

«Обращение с природой для меня – это…»;

«Среди этапов игры-путешествия мне особенно понравился…»;

«Во время игры я приобрел…»;

«Игра заставила меня задуматься о…»;

«По отношению человека к природе можно судить о…» и т.д.

Учитель произносит незавершенную фразу и указывает на ученика, которому предлагает ее завершить. С одной и той же фразой можно обращаться к 2–3 участникам. Желательно, чтобы каждый участник завершил хотя бы одну фразу.

Таким образом, можно выделить следующие виды работы в отдельно взятой паре: обсуждение чего-либо, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка.

На коллективных учебных занятиях в разноуровневых группах у учащихся развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Так коллективными способами я не только обучаю, но и воспитываю. Воспитательная работа в нашей гимназии построена на коллективных творческих делах (КТД). Мне эта форма работы кажется наиболее продуктивной. Каждой группе даётся посильная работа. Каждый учащийся в группе выполняет своё и в то же время общее дело. В своём классе, в основном, всю воспитательную работу я строю по тому же принципу. Дети делятся на группы по желанию. Выполняют задания, а потом на общем мероприятии каждый представляет свою работу. Зачастую, дети не знают, что делала каждая группа, поэтому классные часы проходят интересно для каждого. Так мы провели в третьем классе утренник «Правила дорожные всем знать положено»». Весь класс разделился на четыре группы, с учётом того, кому какое задание больше нравится. Дети готовили стихи, песни, сценки, оформили выставку рисунков по ПДД. В работу групп включаются родители: делают поделки вместе с детьми, готовят костюмы к выступлениям. Конечно, мне приходилось направлять деятельность детей, помогать в подборе материала, проводить репетиции. Но дети были так увлечены работой, что считали, что они сами всё придумали. Также на основе коллективного способа провожу в классе информационные часы, где дети работают в группах и сменных парах. Используемые приемы помогают налаживать контакт с детьми, делают работу яркой и интересной, оставляя у ребят только положительные эмоции. При организации коллективной работы, по словам профессора В.К. Дьяченко, необходимо учитывать противопоказания:

1) недопустима пара из двух «слабых» учеников;

2) детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, сегодня нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить вновь работать вместе);

3) если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовлетворения ни в индивидуальных, ни, тем более, в публичных оценках;

4) нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы: дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, разговорами в полный голос.

КСО решает вопросы гуманного и демократического отношения к ребенку. В процессе наблюдений можно сделать вывод, что КСО лучше использовать для отработки нового материала, а также при закреплении и повторении и отводить ему в зависимости от темы и целей урока от 15 до 25 минут. Перед началом таких уроков очень важно создать эмоциональный настрой на успех: стимулировать учащихся словами, улыбкой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое о педагогике:

Методика воспитательной работы В.А. Сухомлинского
Василий Александрович Сухомлинский – выдающийся педагог советских времен, придававший коллективу большое воспитательное значение. Но говорить о взглядах Сухомлинского на коллектив – значит говорить об отношении Сухомлинского к Макаренко. О ...

Проблема развития изобразительного творчества в старшем дошкольном возрасте
В последние годы отчетливо обозначилась позиция безоговорочного признания самоценности детского творчества, без снисходительного слова «детское». Появление этой позиции связано с уточнением более общей проблемы – понимания психологии детст ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru