Социальный портрет учителя во второй половине XIX - начале XX вв

Новое в образовании » Социальный портрет учителя во второй половине XIX - начале XX вв

Страница 3

Заметную долю учительниц составляли девушки из мещанских семей. Процент их по отношению ко всем учительницам выше, чем у мужчин. В Нижегородской губернии выходцы из мещанских семей составляли 9% от общего количества учительниц, 4% от общего количества учителей, в Симбирской соответственно – 22% и 9%. Думается, что это объясняется сильной потребностью средних городских слоев населения учить дочерей, чтобы обеспечить их дальнейшее существование. По мнению педагога В.Я. Стоюнина, «образование составляло для девушек из небогатых городских семей единственный капитал, который может спасти их от нищеты в будущем, если их не спасет выгодное замужество. Капитал этот обращается в большинстве случаев на педагогическую деятельность».

Итак, в силу изменившихся социально-экономических условий, общественного сознания, структуры общественных отношений, женщина из разных слоев общества были задействованы в общественном труде.

Каким был возрастной и семейный состав учительства конца Х1Х века? Исследования данных за 1879 год, приведенных в Статистическом временнике Российской империи, показывает, что преподаватели Мордовского края были довольно-таки молодыми людьми. Наибольший процент учителей составляли молодые люди 20–25 лет (в Пензенской губернии – около 60%). Учительницы в большинстве были моложе: средний возраст составлял 20 лет и моложе (например, в Тамбовской губернии они составляли 51% от общего количества учительниц). Люди среднего возраста (30–50 лет) насчитывали в школах около 20%. Учителей старше 50 лет было мало (например, в Нижегородской губернии из 218 учителей только трое было старше 50 лет). В силу разных причин молодые люди в то время были главной опорой среди преподавательского состава. Во-первых, средняя продолжительность жизни людей была более низкой, чем в настоящее время. Во-вторых, многие женщины, выходя замуж, посвящали себя семье и уходили с преподавательской работы. Этим было вызвано то, что преподавательский контингент в большинстве своем представлял людей неженатых и незамужних. Интересно заметить, что основная масса неженатых учителей приходилась на возраст от 20 до 25 лет, а незамужних учительниц – до 20 лет и младше. В Пензенской губернии холостяков было 178 (65%), девиц – 43 (88%). Среди преподавателей было немало людей, состоящих в браке. Так, в Тамбовской губернии они составляли 42% от общего числа. В большинстве это были мужчины 20–25 лет (в Пензенской губернии они составляли 49% от общего количества женатых учителей). Небольшой процент приходился на вдовых учителей и учительниц (около 3%). Вот как характеризовал сельского учителя С.А. Рачинский: «Огромное большинство наших сельских учителей – люди молодые и холостые. Скудного их жалования едва хватает на их содержание, и о затратах на обзаведение хозяйства не может быть и речи».

Обратимся к материальному положению учителей во второй половине Х1Х – начале ХХ века. В 1860–70 годах учитель трудился почти бесплатно. В то время учителями были в основном священнослужители. В Пензенских епархиальных ведомостях так говорилось о положении дел с оплатой учительского труда: «некоторые священники…хлопочут о передаче школы в ведение Министерства народного просвещения, надеясь укрепить школу и самим получить определенное жалование. Всякий труд должен быть оплачиваемым. Вознаграждение за труды в школе должно быть постоянное, а не случайное». Содержание учителей находилось в ведении земских учреждений. В 1870-е годы начинается медленный рост вознаграждения учителей. Реальное годовое учительское жалование по России в 1880 году в среднем составляло 191 рубль в год. В большинстве уездов Мордовского края оно было примерно таким же (220 рублей в год). Наибольший размер жалования имели учителя Алатырского уезда (284 рубля в год), наименьший – учителя Темниковского уезда (133 рубля в год). Разница в размере заработной платы учителей в уездах края была обусловлена множеством причин. Одна из главных – в различном подходе к школьному делу уездного земства, городских властей и сельских обществ. Немалое значение имело и уровень экономического развития уезда.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое о педагогике:

Развитие понятия "личностно-ориентированный подход в обучении"
Идея индивидуализации обучения, воспитания и развития личности имеет богатую предысторию. Своими истоками она уходит в средневековье, когда в европейских школах каждый ученик независимо от учебных успехов получал отдельное задание, посильн ...

План-конспект проведения консилиума в ДОУ
Тема: «Подготовка детей к школьному обучению» Многие родители и педагоги считают, что проблема подготовки к обучению в школе становится актуальной для детей только 5-6 лет. Однако данному вопросу необходимо уделять внимание значительно ран ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru