Социальный портрет учителя во второй половине XIX - начале XX вв

Новое в образовании » Социальный портрет учителя во второй половине XIX - начале XX вв

Страница 5

Изменение общественного сознания на протяжении указанного периода и экономического состояния народного образования повлияли и на социальный портрет учителя. К началу ХХ века обучение детей переходит в руки женщин. Если в 1894 году в Саранском уезде количество женщин в школах составляло 48,8%, то к 1914 году этот показатель составил 60,5. В земских школах преобладали учителя 21–30 лет (43% среди мужчин, 46% – среди женщин). Изменения возрастной группы учителей в начале ХХ века вызваны прежде всего экономическим фактором (повышением уровня заработной платы), желанием молодых людей реализовать себя на общественном поприще.

Изменилось и семейное положение учителей. Например, в Симбирской губернии повысилось количество женатых мужчин. Если в 1880 году их было 41% от общего количества учителей, то к 1902–03 годам они составляли 47,8%. Однако надо отметить, что в уездах Мордовского края процент женатых мужчин был ниже общегубернского: в Алатырском уезде – 38,2%, в Ардатовском – 30,5%). Очевидно, это связано с тем, что процесс роста зарплаты учителей здесь шел медленнее.

К началу ХХ века расширяется контингент сословий учителей. Сравнение данных по Симбирской губернии за 1902–03 годы с данными за 1880 год показывает, что в 3 раза снизился процент мужчин из духовного сословия. Священники и дьяконы постепенно вытесняются из народной школы. Учительство становится зародышем деревенской интеллигенции. Количество учителей из крестьян возросло более чем в 2 раза. Получили доступ в гимназии дети из крестьянских семей. Например, если в 1902–03 годах в Саранской женской гимназии девушки из крестьянских семей составляли 22%, то к 1916 году – уже 64%. На втором месте среди учителей были выходцы из купеческих семей. Их количество по сравнению с 1880 годом также увеличилось. В земских школах Симбирской губернии в 1902–03 годах они составляли 18,8% среди мужчин и 31,5% среди женщин (в 1880 году соответственно 4,5% и 23%). Вероятно, это объясняется тем, что учительство из побочного занятия превращалось в основной источник доходов, профессия учителя приобретала более почетное значение в обществе.

В историческом музее Саранской гимназии №12 хранятся интересные документы о становлении образования Мордовского края. В 1812 году была открыта Пензенская женская гимназия. Среди учеников гимназии были выходцы разных сословий. В 1912 году эту гимназию с серебряной медалью закончила 16-летняя Мария Попова, дочь мещанского старосты г. Троицка Краснослободского уезда. В августе 1912 года она подала прошение инспектору народных училищ Краснослободского уезда Пензенской губернии: «имею честь покорнейше просить Вас, Ваше высокородие, не найдете ли вы возможность определить меня на должность учительницы в Краснослободский уезд». С 1912 по 1927 годы Мария Васильевна Лентовская (по мужу) работала в школах Краснослободского района, с 1927 года – в начальной школе №32 г. Саранска, а с 1935 г. до 1951 г. – в Саранской женской школе №12.

В музее Саранской гимназии №12 хранятся пожелтевшие от времени документы со старой русской орфографией, фотографии учителей тех лет. При исследовании их возникает образ сельской учительницы со своими старыми гимназическими привычками, в шляпке и перчатках, с русой косой, сохраняющей культурные традиции и классические знания, обретенные в начале ХХ века. Для нее ценность образования была едва ли не самой высокой среди других жизненных приоритетов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое о педагогике:

Школа как образовательный институт
Образовательное пространство является одной из основных составляющих социальной среды человека, оказывая значимое влияние на его становление как личности. Важным является организация образовательного процесса, содержание деятельности образ ...

Составление и апробирование комплекса упражнений на совершенствование монологического высказывания
Чтобы составить систему упражнений, направленную на обучение монологическому высказыванию необходимо обратиться к школьной программе, чтобы определить какими знаниями и умениями должны обладать учащиеся на старшем этапе обучения. В соответ ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru