Социальный портрет учителя во второй половине XIX - начале XX вв

Новое в образовании » Социальный портрет учителя во второй половине XIX - начале XX вв

Страница 5

Изменение общественного сознания на протяжении указанного периода и экономического состояния народного образования повлияли и на социальный портрет учителя. К началу ХХ века обучение детей переходит в руки женщин. Если в 1894 году в Саранском уезде количество женщин в школах составляло 48,8%, то к 1914 году этот показатель составил 60,5. В земских школах преобладали учителя 21–30 лет (43% среди мужчин, 46% – среди женщин). Изменения возрастной группы учителей в начале ХХ века вызваны прежде всего экономическим фактором (повышением уровня заработной платы), желанием молодых людей реализовать себя на общественном поприще.

Изменилось и семейное положение учителей. Например, в Симбирской губернии повысилось количество женатых мужчин. Если в 1880 году их было 41% от общего количества учителей, то к 1902–03 годам они составляли 47,8%. Однако надо отметить, что в уездах Мордовского края процент женатых мужчин был ниже общегубернского: в Алатырском уезде – 38,2%, в Ардатовском – 30,5%). Очевидно, это связано с тем, что процесс роста зарплаты учителей здесь шел медленнее.

К началу ХХ века расширяется контингент сословий учителей. Сравнение данных по Симбирской губернии за 1902–03 годы с данными за 1880 год показывает, что в 3 раза снизился процент мужчин из духовного сословия. Священники и дьяконы постепенно вытесняются из народной школы. Учительство становится зародышем деревенской интеллигенции. Количество учителей из крестьян возросло более чем в 2 раза. Получили доступ в гимназии дети из крестьянских семей. Например, если в 1902–03 годах в Саранской женской гимназии девушки из крестьянских семей составляли 22%, то к 1916 году – уже 64%. На втором месте среди учителей были выходцы из купеческих семей. Их количество по сравнению с 1880 годом также увеличилось. В земских школах Симбирской губернии в 1902–03 годах они составляли 18,8% среди мужчин и 31,5% среди женщин (в 1880 году соответственно 4,5% и 23%). Вероятно, это объясняется тем, что учительство из побочного занятия превращалось в основной источник доходов, профессия учителя приобретала более почетное значение в обществе.

В историческом музее Саранской гимназии №12 хранятся интересные документы о становлении образования Мордовского края. В 1812 году была открыта Пензенская женская гимназия. Среди учеников гимназии были выходцы разных сословий. В 1912 году эту гимназию с серебряной медалью закончила 16-летняя Мария Попова, дочь мещанского старосты г. Троицка Краснослободского уезда. В августе 1912 года она подала прошение инспектору народных училищ Краснослободского уезда Пензенской губернии: «имею честь покорнейше просить Вас, Ваше высокородие, не найдете ли вы возможность определить меня на должность учительницы в Краснослободский уезд». С 1912 по 1927 годы Мария Васильевна Лентовская (по мужу) работала в школах Краснослободского района, с 1927 года – в начальной школе №32 г. Саранска, а с 1935 г. до 1951 г. – в Саранской женской школе №12.

В музее Саранской гимназии №12 хранятся пожелтевшие от времени документы со старой русской орфографией, фотографии учителей тех лет. При исследовании их возникает образ сельской учительницы со своими старыми гимназическими привычками, в шляпке и перчатках, с русой косой, сохраняющей культурные традиции и классические знания, обретенные в начале ХХ века. Для нее ценность образования была едва ли не самой высокой среди других жизненных приоритетов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое о педагогике:

Методика преподавания физики твердого тела
5. Анализ истории развития понятия в связи с историей общества; 6. Выявление роли и значения данного понятия в понятийном аппарате рассматриваемой физической теории; 7. Анализ методологического понятия в свете идей эволюции физической карт ...

Факторы и причины попадания детей в «группу риска»
Ребенок находится под влиянием окружающей среды все время своего существования. Причем эта среда носит не сколько природный, биологический характер, сколько социальный, и от этих социальных параметров, в том числе и воспитательных, складыв ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru