Социальный портрет учителя во второй половине XIX - начале XX вв

Новое в образовании » Социальный портрет учителя во второй половине XIX - начале XX вв

Страница 4

В начале ХХ века специальная министерская комиссия рассчитала сумму годовых затрат учителя начальной школы. Она составила 448 рублей. Но министерские чиновники не приняли во внимание расходы на одежду, обувь, лечение, самообразование. Сами народные учителя считали, что их зарплата должна быть не менее 600 руб. на одинокого и 1200 руб. – на семейного учителя. По данным Симбирской земской управы, за 1902–03 учебный год большинство учителей школ Алатырского и Ардатовского уездов не получали даже минимальной заработной платы. Заработную плату в размере 350–400 руб. получало только 4% преподавателей земских школ Алатырского уезда, по Ардатовскому уезду эта цифра была еще меньше – 2,4%. Около 9% учителей земских школ Симбирского уезда имели крайне низкое жалование – 150–200 рублей в год, что вынуждало учителей искать другое применение своих сил. Особенно это касалось мужчин. Они уходили в священники, полицейские, чиновники. Большая текучесть кадров среди учителей объясняет тот факт, что был высок процент учителей с педагогическим стажем менее 5 лет.

Между тем начальное образование продолжало свое распространение среди населения. Содержание школ требовало больших затрат со стороны государственных и земских учреждений. Надо отметить, что доля средств, поступающих на содержание учебных заведений из уездных земств, намного превышала размер поступлений из государственного казначейства. Так, в Краснослободском уезде это соотношение было 73% и 16%, в Саранском – 64% и 4%. От количества поступивших денежных средств во-многом зависело и материальное положение учителя, поскольку около 70% расходов школ приходилось на выплату жалования. Например, в Инсарском уезде на заработную плату расходовалось73% поступивших денег. От экономического развития уезда зависели и условия работы учителя. Собственные помещения имело около половины школ, примерно 26% образовательных учреждений находилось в наемных помещениях. Отсутствие своих зданий отвлекало в среднем около 20% средств (в Инсарском уезде – 17%, в Наровчатском – 26%), которые можно было потратить на повышение размера жалования учителей. Надо отметить, что в некоторых уездах была установлена плата для учащихся. Это имело место в Алатырском, Ардатовском уезде, при этом плата учащихся занимала незначительную часть доходов (соответственно 0,5% и 0,1%) и существенного значения на материальное обеспечение учителей не имело. Учитель был лишен возможности безбедно существовать, иметь право на пенсию и пособие по нетрудоспособности. Среди статей расходов такие выплаты учителю не были предусмотрены.

Общественно-педагогическое движение конца Х1Х века все чаще поднимало вопрос о социальном положении народного учителя. Это касалось неопределенности его социального статуса, правовой и материальной незащищенности. Большой победой этого движения явилось право учителя на пенсию. Она складывалась из 6% отчислений от годового жалования учителя. В 1890-е годы появляются награды для учителей. На эти цели идет около 4% полученных денежных средств (в Краснослободском уезде из 12242 руб. на награды было израсходовано 350 руб.). Пензенские епархиальные ведомости за 1897 год сообщают: «Училищный совет при Святейшем Синоде призывает к возбуждению ходатайства Епархиальных училищных советов о награждении учительниц серебряными медалями на Александровской ленте с надписью «За усердие». Ходатайство препятствий не встречает, если они прослужили в должности учительницы 10 и более лет с усердием и пользою». Была учреждена награда и для попечителей школ, оказывающих помощь в содержании образовательных заведений и в улучшении материального положения учителей, – нагрудная серебряная медаль на Станиславской ленте. Надо заметить, что в Мордовском крае в конце Х1Х века доля поступлений от частных лиц была небольшой (в Инсарском уезде – около 5%, в Саранском – 00,1%). Обращает внимание статистика по Темниковскому уезду, где такие поступления составляли 22%. Это, вероятно, объясняется тем, что среди населения этого уезда большую долю составляли люди обеспеченные (священнослужители и мещане). В начале ХХ века появляются богатые спонсоры, которые вносят значительные сбережения для развития образования. В Краснослободском уезде таким человеком был купец Ненюков, в Ардатовском – майор Дуров.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое о педагогике:

Организация работы с детьми по развитию игрового опыта
1 направление. Цель: учить играть с куклой, последовательно выполняя взаимосвязанные действия. Задачи: Пополнить и закрепить активный словарь по теме (одежда, посуда, купание). Ввести детей в проблемно-игровую ситуацию. Показать последоват ...

Обучение устной и письменной речи
Обучение устной и письменной речи в методике издавна на­зывается развитием связной речи. При этом под связной речью понимается и процесс, речевая деятельность, и определенный ре­зультат акта коммуникации, т. е. развернутый ответ ученика по ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru