Сущность самостоятельной работы из химии

В соответствии с Основными направлениями реформы общеобразовательной школы внимание учителей направлено на всестороннее развитие познавательной активности учеников, прививание им интереса к учебе, формированию навыков самообразования. В распоряжении учителя для этого есть много методов, и среди них особенную роль играет метод, который достал название “самостоятельная работа учеников”.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в настоящее время отсутствующий единственный взгляд на то, что нужно понимать под самостоятельной работой. Да, П.І. Пидкасистий рассматривает самостоятельную работу как “средство организации и выполнения учениками определенной познавательной деятельности”, а В.А. Козаков рассматривает самостоятельную работу учеников как один из видов учебных занятий, специфической особенностью которого является отсутствие учителя в момент учебной деятельности ученика.

Отсутствует и единственное определение самостоятельной работы. В деятелбностной концепции самостоятельная работа - это совокупность действий ученика с предметами в определенных условиях, которые предусматривают отсутствие непосредственного руководства и помощи со стороны учителя, с использованием имеющихся индивидуальных черт личности для того, чтобы получить продукт, соответствующий заданной цели, в результате чего должна быть сформированная самостоятельность как черта личности ученика и усвоенная определенная совокупность знаний, умений и навыков. А самостоятельность в трактовке украинского педагогического словаря – это одно из свойств личности, что характеризуется двумя факторами: во-первых, совокупностью средств – знаний, умений и навыков, которыми владеет личность; во-вторых, отношением личности к процессу деятельности, ее результатов и условий осуществления, а также связки с другими людьми, которые складываются в процессе деятельности.

Еще Я.А. Коменский провозглашал: “. Альфой и омегой нашей дидактики пусть будет: поиск и открытие способа, при каком бы учителя меньше учили, а ученики больше бы учились.” Как считает А.М. Алексюк, самостоятельная работа выступает не единственным способом ли формирования самостоятельности в приобретении знаний. Самостоятельность в приобретении знаний проявляется лишь благодаря собственной деятельности с появлением внутренней потребности в знаниях, познавательных интересов, увлеченности. В этом понимании самостоятельности в действительности невозможно научиться. Такую самостоятельность можно лишь воспитывать. В процессе самостоятельной работы у учеников производится внутренняя познавательная потребность, умение доказательно рассуждать, совершенствуются умственные операции, производится профессиональное теоретическое мышление.

Самостоятельность в получении знаний предусматривает овладение сложными умениями и навыками видеть смысл и цель работы, организацию собственного самообразования, умение по-новому подходить к вопросам, которые разрешаются, познавательную и умственную активность и самостоятельность, способность к творчеству. То есть, при самостоятельной деятельности ученик сам определяет цель деятельности, предмет деятельности и средства деятельности. В процессе деятельности ученик постоянно соотносит предполагаемый результат с условиями и предметом деятельности, благодаря чему отбирает средства деятельности, соответствующие способы выполнения действий и устанавливает последовательность их применения.

Самостоятельная работа, выступая специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью ученика, имеет двойную природу. С одной стороны, она появляется как учебное задание, то есть объект деятельности ученика, предложенный учителем или учебником, из другого – формой проявления определенного способа деятельности по выполнению соответствующего задания.

Развитие самостоятельности учеников – это цель деятельности как учителей так и учеников, потому учитель должен создать условия для побуждения ученика к самостоятельной работе, такой режим самостоятельной деятельности, какой бы дал возможность реализовать главную цель – развитие личности ученика, ее творческого потенциала. Наибольшую актуальность приобретает такая организация самостоятельной работы, при которой каждый ученик работал бы на полную силу своих возможностей.

Широкое применение самостоятельной работы учеников на уроках, таким образом, дает возможность успешно решать много учебно-воспитательных заданий: повысить сознание и прочность усвоения знаний учениками; произвести у них умения и навыки, которых требует учебная программа; научить пользоваться приобретенными знаниями и умениями в жизни, в общественно полезном труде, развивать у учеников познавательные способности, наблюдательность, любознательность. Логическое мышление, творческую активность во время усвоения знаний; прививать им культуру умственного и физического труда, учить их самостоятельно производительно и с интересом работать; готовить учеников до того, чтобы они могли эффективно заниматься по окончании школы.

Новое о педагогике:

Психолого-педагогическое обоснование использования разных уровней интеграции в организации урока географии
В теории и методике обучения географии в последние годы активно исследуются и проверяются на практике новые способы организации урока. Практически не ограничены возможности использования в этих целях интеграции разных уровней. Интеграция ( ...

Методы исследования: анализ литературы, синтез, сравнение
Появление первых организованных форм внеурочной работы с детьми специалисты относят к 30- м годам двадцатого столетия, когда в Шляхтетском кадетском корпусе в Петербурге воспитанники организовали литературный кружок, а позже стали издавать ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru