Особенности и классификация самостоятельной работы учеников из химии

Новое в образовании » Формирование у учеников ответственного отношения к учебе в процессе самостоятельной работы » Особенности и классификация самостоятельной работы учеников из химии

Страница 2

б) за методом применения: иллюстративный (или информационный) и исследовательский (или эвристический);

работа с раздающим материалом:

а) графическими наглядными пособиями: периодической системой химических элементов Д.І. Менделеева, таблицей растворимости, электрохимическим рядом напряжений металлов, рядом электроотрицательности, диаграммами распространения элементов в природе; рисунками, схемами, таблицами;

б) объемными наглядными пособиями: коллекциями, моделями, макетами, примерами;

работа с использованием Аудиовизуальных средств учебы (например, учебных кинофильмов, кинофрагментов, диапозитивов, диафильмов, учебных телепередач) и педагогических программных средств (ППЗ);

работа школьников при слушании изложения учителя и докладов учеников, например, конспектирование, рецензирование, и тому подобное.

Характерным признаком метода учебы, на который в последнее время обращают пристальное внимание психологи и дидакты, есть тип познавательной деятельности учеников.

Практически целесообразно учитывать три основных типа познавательной деятельности учеников и соответственно различать самостоятельные работы трех типов:

репродуктивные (копирующие);

частично-поисковые (эвристические);

исследовательские.

Какая особенность заданий для организации самостоятельной работы того или другого типа?

Задания для самостоятельных работ репродуктивного типа содержат требование выполнить то или другое действие по образцу или осуществить, как говорят, “близкое перенесение знаний”. У них по большей части отмечено, как и в какой последовательности решать ту или другую задачу. Хоть эти задания в основном требуют воссоздание знаний, они, бесспорно, развивают учеников. Выполняя работу, ученики перестраивают и систематизируют добытые знания. Цель самостоятельной работы в таком случае – лучшее осмысление учениками нового и закрепление изученного материала. Примером задания, рассчитанного на самостоятельную работу копирующего типа, может быть работа ознакомления учеников в VII классе с лабораторным оборудованием. Учитель объясняет и демонстрирует строение газовой горелки, правильный способ нагревания, а затем ученики самостоятельно выполняют те же операции: зажигают газ, регулируют пламя, нагревают растворы в пробирке.

Другой пример. При изучении соединений алюминия, для самостоятельной работы ученикам целесообразно предложить на основе поданных в учебнике объяснений написать уравнение реакций, которые происходят во время взаимодействия алюминия с щелочью. Опыт уже демонстрировали во время изучения свойств алюминия и ученики уже знают, какие продукты реакции образуются.

Самостоятельная работа в такой постановке также имеет репродуктивный характер.

Позитивное значение копирующих работ теряется, если они начинают преобладать в практике учебы. В таком случае такие работы стать тормозом в развитии учеников, поскольку побуждают их только к воссозданию знаний и умений, к тому же в такой же последовательности, как это им было дано. При таких условиях, как довели труды психологов, очень медленно производится умение осознавать своей деятельности, а следовательно, не развивается и погасает познавательный интерес.

Самостоятельные работы частично-поискового характера побуждают учеников к вполне сознательной деятельности. Задания для такого типа работ дают ученикам возможность самим найти путь и способ решения определенной задачи на основе имеющихся знаний. Например, заданиями такого типа распространен в практике учебы упражнения, что основываются на знании генетической взаимосвязи и свойств веществ, которые изучаются. В частности, к ним принадлежат такие: Напишите уравнение реакций, с помощью которых можно осуществить превращение:

NH4ClàNH3àNOàNO2HNO3àNH4NO3

Здесь ученики должны дополнить сведения, которых не хватает, а именно: подобрать те вещества, которые будут реагировать с исходным веществом, образовывая отмеченный продукт, вспомнить условия реакций и правильно написать химические уравнения.

К такому типа заданий принадлежат экспериментальные задачи в IX классе на доведение ионного состава конкретной соли или на добывание определенного вещества, если известно хоть одно из исходных веществ, например: “Доведите с помощью реакций обмена состав хлорида аммонию”; “Добудьте гидроксид меди (ІІ) из нитрата меди (ІІ)”.

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Творчество Л. Улицкой
Появление первых произведений писательницы не обратило на себя особого внимания официальной российской критики. Это, на наш взгляд, из-за того, что написанные рассказы, отклонённые «толстыми журналами», были опубликованы лишь в ряде ежедне ...

Содержание методики исследования словоизменения существительных у дошкольников
В разработке методики констатирующего эксперимента основополагающим явилось современное понимание развития грамматического строя в норме. При составлении методики исследования словоизменения существительных мы опирались на методические раз ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru