Методы учебы естественно-научных дисциплин дифференцируется на две взаимосвязанных группы. Первая проявляется в усвоении содержания учебных предметов с помощью слова (беседа, рассказ, объяснение). Вторая группа методов – это самостоятельная работа учеников при восприятии, усвоении, усовершенствовании и использовании знаний.
Необходимо отметить, что именно взаимодействие словесных методов учебы с самостоятельной работой учеников ведет к повышению результативности учебного процесса в целом. Специфика содержания естественно-научных дисциплин обусловливает необходимость использования разных методов самостоятельной работы учеников при любой организационной форме учебных занятий и при осуществлении любого звена педагогического процесса, в какой бы последовательности эти звенья не осуществлялись. Причем рациональная организация самостоятельной работы учеников значительно усиливает все познавательные процессы школьников – ощущение, восприятие, память, внимание, представление, мышление, язык. Каждый из методов в большей или более малой мере усиливает осмысление запоминания, развивает внимание.
К методам самостоятельной работы естественно-научных дисциплин можно отнести наблюдение единичных объектов, сравнительно-аналитических наблюдений, учебный эксперимент, конструирование и моделирование, развязывание задач, робота с учебными книгами. Ознакомимся с каждым методом отдельно .
Для правильной организации наблюдения в самостоятельной деятельности учеников необходимо знать психологические и физиологичные основы этого вида деятельности.
Психология рассматривает наблюдение как планомерное и более или менее длительное восприятие, осуществляемое выяснить отличные признаки объектов, которые воспринимаются, или проследить протекание любого явления, обнаружить те изменения, которые происходят в объектах наблюдения.
Учебное наблюдение – не простое рассмотрение объектов, которые изучаются, процессов, явлений. Наблюдение требует от школьников исследовательского подхода и самостоятельного нахождения правильных ответов на поставленные вопросы.
При отсутствии элемента исследования творческая роль наблюдения неэффективная. Успех каждого наблюдения зависит от четкого определения его познавательной цели и от последовательности действий учеников.
Планируя наблюдение как самостоятельную работу учеников на уроке, учитель должен продумать розчленування наблюдение на взаимосвязанные части, а также предусмотреть эффективные способы самоконтроля для выяснения результатов выполнения учениками этих частей и получения обратной информации.
Немалое значение для эффективности учебных наблюдений имеет синтез полученных результатов, который отображает признаки предмета или явлений, которые изучаются, для познания которых и выполняется наблюдение.
Осуществлять наблюдение в ровной степени можно на уроках, практических и лабораторных занятиях, экскурсиях.
При всем разнообразии учебных наблюдений успех их выполнения обусловлен определенными дидактичными условиями. Первое условие – наличие у учеников запаса знаний, которые позволяют понять цель наблюдение, его содержание и последовательность выполнения. Второе условие – присутствие в содержании наблюдения нового для школьников учебного материала, который предоставляет наблюдению исследовательского направления, которое вызывает познавательный интерес учеников и нуждается в самостоятельном решении. Третье условие – необходимость фиксации промежуточных и итоговых результатов наблюдения в рисунках, записях, чертежах, схемах. Придерживаясь этих условий можно организовать наблюдение как самостоятельную работу учеников при усвоении учебного материала. Например: изучение реакции нейтрализации в VII классе. Учитель сообщил, что протекание реакции между кислотой и щелочью легко обнаружить за изменением цвета индикатору. А как быть, если основа не растворяется в воде и потому на индикатор не действует? Вопрос заинтересовал учеников. Потом учитель предложил получить гидроксид меди и предупредил, что наблюдение признаков этой реакции поможет найти ответ на поставленный вопрос. Ученики вспомнили, что нерастворимые основы получают реакцией обмена между щелочью и солью, и описали свойства чистых веществ и растворов (гидроксид натрия, хлорид меди). При проведении опыта ученики отметили признаки этой реакции.
Новое о педагогике:
Методы работы социального педагога с детьми группы риска
Метод – (от греч. – путь исследования или познания) – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В педагогике проблема разработк ...
Характеристика психолого-педагогического консилиума
Ведущая функция дошкольных учреждений – функция здоровьесбережения, развития здорового образа жизни, что прямо исходит из ст. ст. 32 и 51 «Закона об образовании». Для дошкольных учреждений наиболее приемлемой, на наш взгляд, формой выявлен ...