Содержание и учебные цели обусловливают также разнообразие приемов развязывания задач. Учителя широко используют письменные, графические и другие приемы, причем число их соединяется. Есть также и устный прием, но задачи такого рода имеют преимущественно тренировочный характер и стимулируют в основном процессе памяти.
Приведенная группировка отображает лишь внешние отличия задач, внутренняя же сторона процесса решения задач как метода самостоятельной работы единственная. Подобно другим самостоятельной работы учебные задачи заключают в себе логический путь усвоения знаний, которые изучаются и стимулируют познавательные процессы школьников. Особенно они усиливают процессы отвлекающего мышления, внимания и памяти.
Для выполнения задач как эффективного метода учебы, которые развивают способности школьников, необходимые определенные условия. Во-первых, наличие запаса опорных знань4 во-вторых, осмысления каждым школьником цели задачи; в-третьих, ясность приемов развязывания задач. Выполнение указанных условий обеспечивает учителю подчинить все процессы психической деятельности каждого школьника намеченному цели в задаче, позволяет проследить эти процессы и руководить ими, вести школьников к осуществлению поставленной цели и тем выводам, которые выплывают из целеустремленного решения задачи.
Задачи должны способствовать значительному расширению и углублению познавательной деятельности учеников, формированию отвлекающего мышления, а оно в свою очередь обеспечивает осмысление и крепкое усвоение основ наук, которые изучаются.
При учебе развязывания задач на уроках химии учитель использует сборник задач. С его содержанием, структурой, методическим аппаратом, средствами ориентации и иллюстрациями учеников нужно ознакомить подобно тому, как это осуществлялось в работе с учебником химии. В старших классах ученикам часто придется пользоваться сборником задач самостоятельно. Для организации этих работ на начальном этапе учебы им могут быть предложенные инструкции такого содержания:
Прочитайте условие задачи, повторите его своими словами, что дано и что нужно найти.
Коротко запишите условие задачи, пользуясь знаниями химического языка. Запишите необходимые формулы и уравнения реакций. Обратите внимание на правильность выбора физических величин и их единиц.
Продумайте решение задачи. Используйте наиболее простой и короткий способ решения. Если можно, развяжите задачу несколькими способами.
Напишите решение задачи, сделайте объяснительные записи к уравнениям задачи. Выпишите ответ.
Сделайте прикидку, проверяя правильность полученного ответа. При развязывании разными способами ответ всегда должен быть одинаковым.
Важное значение имеет вооружение учеников общим подходом к развязыванию задач, разъяснение принципиального подобия многих из них за структурой и методом развязывания. Эту работу нужно провести на первых же уроках.
Развязывание задач на уроках не должно происходить в отрыве от основной цели урока. Необходимо добирать такие задачи, чтобы изученный материал приобрел определенное освещение, раскрытие, углубление, чтобы развязывание задач способствовало достижению цели урока. Выбор задач для самостоятельной работы, обычно определяется содержанием материала, который изучается. Например, если на уроке изучается теоретический вопрос, то лучше добирать такие упражнения, которые требуют применение абстрактных понятий во время объяснения конкретных явлений, например: объяснить новый факт, аналогичный изученным; предусмотреть свойства определенного вещества, зная общую закономерность, и др. Когда же на уроке изучаются свойства веществ, более целесообразно для закрепления предложить качественные задачи, например: на распознавание изученных веществ, на установление генетической связи веществ с другими соединениями, на предвидение возможных реакций определенного вещества с другими веществами и тому подобное. Если темой урока является применение и добывание веществ, то для закрепления хорошо организовать самостоятельную работу из решения расчетных задач производственного содержания, которые содержат сведения о местных производственных объектах.
Новое о педагогике:
Психолого-педагогическре обоснование игры как способа организации урока
географии
Психологи и врачи, неоднократно проводя эксперименты, научные исследования, пришли к выводу, что игра побуждает мозг к действию, «к стимуляции». Шведский нейробиолог Холгер Хиден, проведя эксперименты на молекулярном уровне, пришел к заклю ...
Характеристика учительства как профессиональной группы
Вопрос о роли личности учителя в педагогическом процессе всегда являлся одним из самых актуальных. Обозначившееся еще со времен Сократа в сфере философской мысли внимание к человеку, его личностному бытию никогда не ослабевало, а, напротив ...