Методы самостоятельной работы учеников

Страница 2

Чтобы обеспечить хорошую видимость школьникам экспериментальной установки, четкость спостережуючих явлений и ясность результатов опыта, необходимо предварительно так планировать каждый опыт, чтобы он безусловно гарантировал достижение цели каждого наблюдения как источники чувствительного познания, но ведет к понятийному мышлению, обобщению и абстракциям.

Опыт и эксперименты показывают, что этот метод позволяет ученикам выяснить внешние особенности строения приборов, механизмов, точнее, выяснить специфику многообразных процессов и явлений.

Сравнительно с другими методами самостоятельной работы, которые используются при изучении естественных дисциплин, эксперимент наиболее эффективный в учебно-воспитательном отношении.

Учебный эксперимент из химии – это не только метод познания, но и одновременно метод учебы, развития и воспитания учеников, которое применяется для достижения разной цели: повторение пройденного материала, формирование новых понятий из химии, прививания и закрепления знаний и умений, проверки их усвоения учениками. Кроме того, учебный эксперимент организуют для развития логического и диалектического мышления учеников, их интереса, воспитания инициативы, творческой самостоятельности, аккуратности, навыков работы в коллективе и тому подобное.

Учебный эксперимент значительно более сложный сравнительно с другими методами самостоятельной работы, потому при его использовании ученики тратят больше времени и сил. Он всегда связан с наблюдением, но имеет свои качественные отличия.

Учебный эксперимент протекает в определенной последовательности. Во-первых, осуществляется наблюдение за объектами, которые подлежат исследованию, выяснению их внешних характерных признаков и свойств. Во-вторых, формируется гипотеза или научное предположение, которое определяет цель эксперимента, которую нужно осуществить и довести. В-третьих, проводится планирование эксперимента, который обеспечивает условия, которые позволяют следить за прохождением эксперимента, которые намечают практические действия достижения цели (приемы исследования, фиксации полученных результатов и тому подобное). После этого эксперимент выполняется в соответствии с планом. Полученные результаты подтверждают или отрицают гипотезу.

Окончательная проверка гипотезы происходит с помощью широкой практики.

Учебный эксперимент проводится под руководством учителя, чаще всего на лабораторных занятиях. В процессе урока учитель может предложить ученикам выполнить тот или другой кратковременный опыт, не прибегая к чтению инструкции, а только руководствуясь устными указаниями учителя. В зависимости от того, сколько времени отводится на учебный эксперимент на уроке, различают три группы опытов. Опыты каждой из этих групп предназначены для развязывания одного нескольких дидактичных заданий ли (см. схему 2)

самостоятельный работа урок химия

Схема 2. Самостоятельная работа учеников при выполнении химических опытов

Обязательное присутствие в учебном эксперименте элементов исследования стимулирует познавательный интерес учеников, заостряет процессы чувствительного познания и усиливает целенаправленность понятийного мышления. В результате этого ученики получают конкретные данные и делают объективные выводы о сути объекта, процесса, явления, что исследуется.

Многообразные учебные задачи, которые используются в учебе, имеют очень большое значение как метод, который способствует углублению, запоминанию и проверке усвоенных знаний учениками.

За учебными целями и содержанием задачи естественно-научного характера не однородные. Одни стимулируют более глубокое усвоение теоретических вопросов, в частности законов, потому их следует отнести к группе теоретических задач; вторые помогают школьникам глубже осмыслить практические вопросы и следовательно могут быть отнесены к группе практических задач; третьи объединяют в себе и теоретические и практические вопросы и обеспечивают одновременное совершенствование и теоретических и практических знаний учеников.

Общим признаком всех трех учебных задач является то, что каждая из них может иметь количественный или качественный характер, в зависимости от тех вопросов, которые обязательно входят в содержание дорогой задачи и которые должны быть вычислены. Нередко эти признаки объединяются.

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Использование проектной деятельности в ДОУ
Всё больше детских садов начинают внедрять у себя метод проектов. Это свидетельствует о том, что российские педагоги ДОУ легко осваивают наиболее современные мировые тенденции в области образовательных технологий. Самое главное на этом пут ...

Принципы краеведения в курсе «Экономики родного края»
Краеведческий компонент при изучении экономики родного края включает в себя ряд составляющих, которые позволяют изучить приоритетные направления экономического развития региона. Одним из значимых среди них является производство. Производст ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru