Влияние игр на развитие ребенка, его личности

Страница 3

Сверстники влияют друг на друга. Именно в условиях общения ребенок сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В совместной деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстника. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания, без уступки другому, он сам останется в проигрыше. Отношения по поводу игры и отношения игры выступают в действительности как школа социальных отношений. Именно в этих ситуациях ребенок учится быть человеком.

В игре, взяв на себя какую-нибудь роль, ребенок тут же берет на себя и соответствующие роли правила. Во всякой сюжетной игре есть скрытое или явное правило. Обязанности по отношению к окружающим — это то, что ребенок считает необходимым исполнять, исходя из роли.

Взяв на себя определенную игровую роль, он должен вести себя по правилам игры и никак иначе. Если он нарушает правила и делает это постоянно или достаточно часто, то по отношению к нему будет определено детское общественное мнение. Это мнение четко и сурово оценивает несостоятельность, недисциплинированность нарушителя и выносит свой приговор.

В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей. Игру недаром определяют как шкалу реальных отношений.

Игра полностью захватывает ребенка, заставляет его глубоко переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи,— симпатию, сочувствие, уважение и др.

В то же время восьмилетний ребенок в процессе установления игровых и реальных отношений учится аргументировать свою позицию, отстаивать то, во что он верит, и что он знает. Он может быть самостоятельным среди знакомых сверстников. Способность проявить волевые качества, регулировать свою деятельность, активно исполнять задуманное, противостоять другим в случае уверенности в своей правоте и есть самостоятельность — важнейшее социальное качество человека.

В игре существуют два вида взаимоотношений — игровые и реальные.

Ребенок, отстающий в сообразительности, плохо владеющий нужными для игры действиями, отличающийся медлительностью, также вызывает раздражение сверстников, С таким трудно договориться, он постоянно нарушает правила, по его вине расстраивается игра. Таким, в конце концов, пренебрегают, и он попадает в число непринятых.

Капризули, плаксы, задиры, вредные, те, кто не в состоянии доиграть до естественного конца сюжета, и другие дети, которые затрудняют нормальные игровые отношения, становятся непринятыми сверстниками. Они — источник конфликтов и напряжений. Они — источник эмоционального дискомфорта. Сверстники не хотят с такими связываться.

Игровые отношения — суровые отношения правил. Только опрятный, смышленый и хороший ребенок не будет раздражать других детей, будет нравиться, и будет ими принят.

В отношениях игрового партнерства преподаватель должен внимательно просматривать причины, по которым дети отвергают сверстника. Слабый ребенок с физическими недостатками также вызывает у детей неприязнь, как и неопрятный, или новенький, поэтому тихий, или плаксивый может вызывать у них желание не принимать его в игру.

В содержании межличностных отношений детей таится много проблем для грамотного учителя. От его души и таланта зависит, будут ли дети способны к сопереживанию, состраданию и великодушию или непосредственно возникающее неудовольствие по поводу сверстника станет нетерпимостью, негативной чертой характера.

Сделаем вывод, что развитие личности ребенка будет неполным, если им не движет потребность быть признанным. Но реализации этой потребности могут сопутствовать такие негативные образования, как зависть — чувство злой досады, вызванное благополучием, успехом другого, недоброжелательность — чувство неприязненного настроя, вражды. В этом случае ребенок готов говорить гадости, «колдовать» (символически совершать мешающие успеху действия), говорить под руку: «Не попадешь, не попадешь!», «Мимо, мимо!» — и проявлять другие антагонистические чувства.

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Системы образования в странах Древнего Востока
Междуречье (IV тыс.– кон. I тыс. до н.э). Междуречьем назывались такие рабовладельческие государства как Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, расположившиеся по берегам Персидского залива. Здесь успешно развивались следующие области знания: мат ...

Культурно-исторический анализ методики воспитательной работы
Основным назначением воспитания является создание условий для разностороннего и гармоничного развития личности, для ее самоактуализации. Воспитательная работа с детьми должна быть организованна особым образом. А.С. Макаренко говорил: «… не ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru