Категории компетенции и компетентности

Страница 4

Слова У. Черчилля «Кто владеет информацией - тот владеет миром» сегодня актуальны как никогда. Информация и информационные технологии переполняют современную действительность. В связи с этим возникает необходимость научиться отбирать нужную для себя информацию, обрабатывать ее, сохранять и уже затем транслировать. Благодаря информационным компетенциям, школьник учится работать с информацией (отбирать, обрабатывать, сохранять и передавать) учебника или книги, что, безусловно, развивает читательскую компетенцию. Затем информационная компетенция начинает работать в более масштабных областях (СМИ, интернет).

Читательская компетенция также участвует в формировании информационных компетенций и чаще всего при помощи информационных технологий. Это зачастую вызывается необходимостью найти, например, в Интернете портрет писателя, изучаемого на уроке, или более подробно изучить его биографию. Учителя на своих уроках используют мультимедийные презентации, просмотр фильмов по пройденным произведениям. Таким образом, информационные компетенции и читательская компетенция взаимосвязаны и взаимонеобходимы современному школьнику.

Коммуникативные компетенции участвуют в формировании читательской компетенции. В то же время наиболее благодатной почвой для формирования коммуникативной компетенции являются уроки литературы. Рассмотрим, каким образом. Школьнику и на уроках, и в повседневной внешкольной жизни требуются навыки и умения не просто общаться, но выражать свои мысли точно, грамотно, убедительно. Для этого школьнику необходимо увеличивать свой словарный запас, учиться правильной формулировке своих мыслей и их верному выражению. Следовательно, для повышения коммуникативной компетенции нужно повышать и читательскую. А для этого ребенка надо приобщать к чтению с самого раннего возраста.

В школе на уроках литературы школьники учатся владеть разными видами речевой деятельности (письмо, чтение, аудирование), воспринимать чужую речь как в устной, так и в письменной форме, учатся обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственные высказывания на ее основе. Таким образом, читательская компетенция является ключевой в формировании коммуникативной компетенции.

Современная российская педагогическая и методическая литература до сих пор неточно определяет содержание термина «читательская компетенция». В методике не выделены четко конкретные критерии и показатели для определения уровня сформированности читательской компетентности школьников. В ряде исследований (Е. Г. Гализина, М. А. Мосина) уровень сформированности читательской компетентности определяется на основе только одного критерия - полноты понимания текста. В результате изучения психолого-педагогической и методической литературы было выявлено противоречие между необходимостью формирования у школьников 6 и 9 классов высокого уровня читательской компетентности, позволяющей им эффективно выполнять учебную деятельность, и неструктурированностью методических приемов формирования читательской компетенции у учащихся. Именно это и стало целью нашей работы: отобрать и описать методические приемы формирования читательской компетенции школьников в 6 и 9 классах.

Страницы: 1 2 3 4 

Новое о педагогике:

Из истории задач о переливании жидкостей
Практически ни один классический сборник, связанный с играми и развлечениями, не обходится без раздела «Дележи», причём заметное место в нём занимают задачи о переливании жидкостей из сосуда в сосуд. К сожалению, большинство подобных стари ...

Экспериментальная оценка разработанной программы факультатива «основы самостоятельного поиска работы выпускника школы» для 11-х классов
В последнее время довольно часто можно встретить работающего подростка: феномен занятости школьников приобретает все большее распространение. Специалисты территориальных органов занятости отмечают рост количества обращений учащихся и выпус ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru