Категории компетенции и компетентности

Страница 2

Из данных определений выведем свое рабочее определение «читательской компетенции» и «читательской компетентности», а затем разграничим эти понятия. Итак, читательская компетенция - знание законов, правил и норм литературы, позволяющее планировать и осуществлять самостоятельную креативную работу по освоению художественных текстов. Следовательно, читательская компетентность – личностное качество, характеризующееся степенью обладания читательской компетенцией и способностью самостоятельно выносить суждения и принимать решения в результате работы с художественными текстами.

Итак, в ходе образовательного процесса формируется читательская компетентность, которая характеризуется:

- способностью к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне;

- умением вступать в диалоги «читатель - автор» и «читатель – герой»;

- пониманием специфики языка художественного произведения.

Формирование читательской компетенции схематично можно представить следующим образом:

Овал: Читательская компетенцияЦель

Процесс

Результат

Читательская компетенция участвует в формировании ключевых компетенций. В связи с этим рассмотрим классификацию этих последних, данную А.В. Хуторским.

Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Общекультурные компетенции. Ученик должен обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций, бытовой и культурно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира.

Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, организации и самооценки учебно-познавательной деятельности.

Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Коммуникативные компетенции включают знание родного и иностранного языка, необходимых знаковых систем, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки общения в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Подготовка советских учителей
Сразу после окончания ВОВ ЦК партии и Советское правительство решают ряд коренных проблем деятельности школы, подготовки и переподготовки учительских кадров. В мае 1945 г. утверждено положение о золотой и серебряной медалях для оканчивающи ...

Особенности представлений о человеке у детей 5-6 лет
Нами было проведено наблюдение за воспитателем при проведении занятий по формированию представлений о человеке. Просмотрен методический план проведения занятий, проведено анкетирование воспитателей. В результате всего этого выявляется уров ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru