Категории компетенции и компетентности

Страница 3

Личностные компетенции. Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Каждая из перечисленных компетенций участвует в формировании читательской компетенции, в то время как и сама читательская компетенция формирует все названные компетенции. Докажем это.

Читательская компетенция позволяет объединить ценностно-смысловые компетенции с личностными компетенциями. И вот почему. Ученик овладевает ценностно-смысловыми компетенциями не как абстрактными категориями, а именно с целью применения их в формировании своего мировоззрения, в «формировании своей психологической грамотности, культуры мышления и поведения».

Мы говорили о том, что 6 и 9 классы – кризисные моменты в жизни школьников. В эти периоды происходит самоидентификация подростка, переосмысление им своей роли в обществе, поиск ценностно-смысловых ориентиров и формирование собственной философии. Для этого ученик вырабатывает и выстраивает свою систему знаний, необходимых ему для миропонимания и жизнедеятельности в целом. А идеи, созвучные его идеям, принятие или опровержение собственных гипотез он может найти в художественных текстах. Вот вопросы, наиболее интересующие школьников 6 и 9 классов: что такое любовь (в особенности первая любовь)? как отличить истинную дружбу от ложной? плыть «по течению» со всеми или все-таки отстаивать свою позицию, несмотря ни на что? Именно в книгах (И.С. Тургенев «Первая любовь», «Ася», В.К. Железников «Чучело» и мн.др) можно найти ответы на эти вопросы, проиграть конкретную жизненную ситуацию, поставив себя на место героев. Таким образом, ценностно-смысловые компетенции крайне необходимы для формирования читательской компетенции.

В то же время читательская компетенция сама участвует в формировании ценностно-смысловых ориентиров. Так, свой небольшой жизненный опыт школьник компенсирует читательским. Именно в книгах он ищет идеалы доброты, верности и преданности, на которые стоит ориентироваться; примеры дружбы, любви и взаимовыручки, на которые стоит равняться. Получается, что благодаря чтению у ребенка формируется база ценностно-смысловых ориентиров, которые необходимы для интуитивного познания жизни и формирования всесторонне развитой личности.

Для того, чтобы читать и понимать художественный текст, необходимо обладать познаниями в области истории, отечественной и мировой культуры, иметь представление об общественных направлениях и традициях, социальных явлениях того или иного времени. Таким образом, чтобы быть подготовленным читателем и понимать текст, необходимо владеть общекультурными знаниями и вместе с этим обладать учебно-познавательными компетенциями. Е.С. Романичева отмечает, что современные школьники читают русскую классику словно на иностранном языке. Это связано с небольшим кругозором, а вместе с этим с ограниченным словарным запасом. Таким образом, общекультурные компетенции крайне важны для понимания, анализа и интерпретации текстов. А учебно-познавательные компетенции, основанные на самостоятельной познавательной деятельности и соотнесенные с реальными познаваемыми предметами, развивают, в свою очередь, общекультурные компетенции.

С другой стороны, читательская компетенция также принимает участие в формировании общекультурных компетенций и учебно-познавательных компетенций. Чтение художественных текстов на историческую тему («Слово о полку Игореве», А.С. Пушкин «Борис Годунов», Б. Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился»), на тему искусства (А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»), христианской веры (Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке», И.С. Шмелев «Богомолье», «Неупиваемая чаша») помогают не только сформировать представление о реалиях той или иной исторической эпохи, культурной области, но и вызвать интерес к более детальному и глубокому изучению отечественной и всемирной истории, искусства, религии.

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Особенности организации контроля и оценки проектной деятельности школьников на примере создания сайтов
Выработка системы оценки проектных работ на уроках информатики требует предварительного ответа на следующие вопросы: предполагается ли включение самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта? предполагается ли присуждение ме ...

Цель и задачи коррекционной работы по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции у дошкольников с дизартрией
Целью данного исследования являлась разработка и апробация системы коррекционной работы по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции у детей дошкольного возраста с дизартрией. В ходе исслед ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru