Методические приемы ознакомления с литературными произведениями детей 1-ой и 2-ой групп младшего дошкольного возраста

Новое в образовании » Методика ознакомления детей с литературными произведениями в группах раннего и младшего дошкольного возраста » Методические приемы ознакомления с литературными произведениями детей 1-ой и 2-ой групп младшего дошкольного возраста

Страница 2

Диафильмы на темы тех сказок и рассказов, которые уже дети слушали в чтении, и которые видели картинки - иллюстрации, т. е это еще одно толкование образов персонажей, созданных художником. По сравнению с типографским исполнением рисунка диафильм отличается своеобразием материальных средств подачи иллюстрации (фотопленка, слайд, проекционное устройство дл их демонстрации). Проекция может сопровождаться и голосом воспитателя, и голосом диктора с пластинки, магнитофона, т.е. технизация обучения родному языку, имеющая несравненно большее возбуждение детей. Но, учебное средство, сильно воздействующее на эмоциональную сферу детей, быстро утрачивает свою действенность, если они используются слишком часто.

Диафильмы достаточно показывать примерно 10 раз в году, на занятиях и вне занятий - в уголке книги, при повторном чтении какой-либо сказки, рассказа.

К концу пребывания в 1-ой младшей группе (к 3 годам) - диафильм "Курочка-Ряба" - дети рассматривают каждый кадр сказки, с удовольствием находят знакомые. Перед просмотром диафильм рекомендуется рассмотреть с малышами картинки в книге на ту же тему, а во время просмотра - упражнять в звукоподражании.

Во 2-ой младшей группе рекомендуется расчленять зрительное и слуховое восприятие. При демонстрации дети сначала самым внимательным образом рассматривают кадр-картинку, а затем - слушают рассказ об увиденном. В иных случаях - можно организовать игру-драматизацию художественного произведения. После того, как дети рассмотрят кадр-картинку воспитатель передает содержание с охранением интонаций. После показа диафильма - организуется своеобразное его обсуждение - дети воспроизводят отдельные эпизоды, делятся своими впечатлениями, делают свои выводы. Малыши вначале трудно воспринимают голос, записанный на пластинке, но быстро привыкают к этому.

Приемы словесной помощи при слушании художественного произведения.

Помощь в понимании позволяет лучше усвоить текст, обогатить словарь, грамматику (дает новые знания об окружающем):

объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;

введение слов - этических оценок поступков героев;

привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям.

сравнение 2 произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или - противопоставлять поведение в сходных ситуациях 2 героев - положительного и отрицательного.

Примитивный синтаксис - свидетельство примитивности мысли. Художественное произведение - важнейший метод, единственное средство создания искусственной речевой среды с оптимальным развивающим потенциалом в области синтаксиса. Слушание чтения художественного произведения на занятии - это только 1-ая часть учебной работы по обучению детей связной речи, а 2-ая часть - перерассказ прочитанного, который проводится с помощью таких предназначенных специально для развития и совершенствования фонетического, лексического, грамматического компонентов речи детей. Все виды учебной работы сливаются в единый методический процесс развития связной речи в связи с чтением, рассказыванием литературных произведений.

Перед рассказыванием воспитатель проводит серьезную выборочную работу, упрощает повествование, сокращает количество эпизодов, уточняет употребление образных средств, иногда меняет сюжет, связывая воедино события и осмысленное ведение чередующихся иллюстраций. В свободном изложении воспитатель передает главное.

С детьми надо говорить правильным литературным языком, а не опускаться до их речевого уровня. Есть произведения, для сохранения художественного своеобразия которых надо передавать почти дословно ("Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина). Рассказывание непременно включает элементы театрализации: воспитатель заботится о соответствии рассказу своих интонаций, мимики жестов, даже одежды.

Подготовка воспитателя к рассказыванию:

воспитатель внимательно прочитывает текст выбранного им произведения

он намечает те места, которые можно сократить без искажения смысла

намечает те фразы, которые целесообразно заменить синонимами

производит обычную рабочую разметку интонации текста (паузы, логические ударения, темп, тембр - эмоциональная окраска голоса)

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Профилактика социальной запущенности учащихся
Успешность обучения детей в школе зависит от многих факторов. Важнейшими среди них являются компоненты психологической готовности: — уровень развития познавательных процессов (мышление, внимание, память); — уровень развития волевой сферы ( ...

Цели и содержание факультативных курсов
Факультативный курс, в первую очередь, должен способствовать формированию и развитию самостоятельной, творческой и мыслительной деятельности обучающихся. Термин "факультативный" (от франц. facultatif и лат. facultas - возможность ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru