В профилактике групповой преступности несовершеннолетних важно соблюдать требования принципа взаимодействия всех сил, ведущих борьбу с преступностью несовершеннолетних. Взаимодействие заключается:
- в своевременном обмене информацией между участниками профилактической работы о появлении криминогенным и криминальных личностей и групп;
- совместной разработке планов по переориентации, разобщению и пресечению деятельности криминальных групп;
- обеспечении совместного постоянного контроля за функционированием таких групп;
- умелом использовании преимуществ каждой из взаимодействующих сторон. Так, члены педагогического коллектива школы, повседневно «видят» своих учащихся, могут более глубоко выявить их связи и отношения в школе, а органы милиции - использовать свои властные полномочия по воздействию на такие группы вне учебного времени.
Опыт и педагогическая практика показывают, что преодолеть, а тем более предупредить отклонения в развитии и поведении несовершеннолетних возможно и целесообразно при нормальной организации педагогического процесса с детьми, при эффективном использовании обычных форм и методов учебно-воспитательного процесса. Однако особенности личностного развития подростков, неблагоприятная среда и негативные социальные условия нивелируют целенаправленную учебно-воспитательную деятельность, сводят на нет усилия педагогического коллектива, разнообразных социальных институтов.
Следовательно, чтобы ликвидировать или предупредить болезнь, необходимо устранить ее источники и корни. Чтобы преодолеть или предупредить детские кражи, необходимо в первую очередь нейтрализовать негативное влияние социальной среды, ограничить отрицательное воздействие социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальной группы, противоправного межличностного общения).
В нашей стране сложился комплекс социальных институтов, осуществляющих либо призванных осуществлять профилактику отклонений в поведении детей и подростков. Для каждого из уровней отклоняющегося поведения имеются специфические институты, которые выполняют профилактику дальнейшего развития отклонений в поведении.
На уровне асоциального поведения профилактическую функцию выполняют КДН — комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (отделы при администрациях органов исполнительной власти соответствующего уровня) и ПДН — пункты по делам несовершеннолетних, бывшие инспекции УВД, социальные педагоги и психологи школы (при условии, что ребенок продолжает ее посещать), родители (при условии сохранности контакта между ними и ребенком), а также система приютов для несовершеннолетних (в системе образования и соцзащиты) в случае ухода ребенка из дома.
Содержанием деятельности КДН является наложение административных взысканий и материальных штрафов на родителей, не занимающихся воспитанием собственных детей, а также оказание морально-нравственного давления на подростка, совершившего правонарушение, но не подлежащего уголовной ответственности в силу недостижения возраста уголовной ответственности (14 лет) либо в силу случайности совершенного проступка. Смыслом профилактической деятельности в данном случае является замена возможного уголовного наказания несовершеннолетнему на административное, что в ряде случаев служит мощным тормозом негативного поведения подростка, заставляя задуматься о своем будущем. В последнее время начался процесс трансформации функций КДН, которая постепенно начинает выполнять роль не только контролирующей организации, но и роль подростковой адвокатуры, защищающей права несовершеннолетних граждан. Так, например, в идеале, ребенок не может быть отчислен из школы или изъят из семьи без согласования с работниками КДН.
Новое о педагогике:
Мероприятия по уменьшению загрязнения атмосферы автотранспортом.
Нормирование токсичных выбросов автомобилей
На сегодняшний день большинство государств имеют свои национальные стандарты. В развитых странах проверка уровня токсичности осуществляется на всех стадиях, как производителями автомобилей, так и в последующем процессе эксплуатации. Нормы ...
Система игр и игровых упражнений по развитию мелкой и
артикуляционной моторики у дошкольников с ОНР
На следующем этапе опытно-экспериментальной работы нами был проведен формирующий эксперимент, разработанный на основе выделенных в гипотезе педагогических условий, способствующих развитию и коррекции моторики у детей старшего дошкольного в ...