Особенности развития почерка дошкольников и младших школьников

Новое в образовании » Особенности развития почерка у детей дошкольного и младшего школьного возраста » Особенности развития почерка дошкольников и младших школьников

Страница 2

К девяти годам отмечается ориентация графического изображения в левую сторону не только при письме, но и при рисовании. Она возникает как моторный эффект, но проявляется и в особенностях восприятия.

Среди результатов различных наблюдений можно найти указания на стадии и возрасты, которые представляются наиболее важными. Наряду с проявлением организованной графической способности первой чрезвычайно важной стадией является исчезновение графического беспорядка, который представляет собой проявление характерной черты детства - отсутствия дифференциации. Эта стадия наступает в возрасте примерно 2 – 2,5 лет.

Еще одной важной стадией является та, которая отмечается в возрасте шести с половиной лет, когда ребенок уже способен к хорошо организованным действиям, связанным с рисованием, и делает первые попытки писать.

Следующим важным возрастом является период от девяти до десяти лет. В этом возрасте, когда имеет место опыт по восприятию профилей и когда рука больше не является ответственной за графические действия, а ею уже руководит глаз, ребенок оказывается в состоянии подчинить себе моторные условия. Этот факт свидетельствует об организации поля восприятия, о своего рода гештальт-восприятии, генезис которого мы только что наблюдали: прежде всего, это были нейромоторные детерминанты, затем примерно к девяти годам на первый план выдвигаются сенсорные элементы. В этом возрасте появляются первые попытки беглого чтения и письма.

После десяти лет развитие продолжается, но теперь уже факторы культуры заметно преобладают над факторами индивидуального развития.

Конечно, в источниках литературы приведены средние данные о становлении почерка. У каждого ребенка, в зависимости от его индивидуальных особенностей, становление почерка происходит в разные сроки. Но важно знать эти сроки, чтобы вовремя разобраться, все ли в порядке с психикой ребенка или есть что-то, что мешает ее нормальному развитию. Надеемся, что данная курсовая работа поможет разобраться с этой проблемой.

Письмо для поступающих в школу детей – очень сложный процесс, требующий непрерывного, напряженного контроля. При поступлении ребенка в школу резко меняется образ его жизнедеятельности, и успешность обучения во многом зависит от его готовности к новым учебным нагрузкам.

Графические навыки относятся к сенсомоторным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсомоторных навыков, которые включаются либо в трудовую, либо в спортивную деятельность, графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процессы письменной речи. В этом заключается специфика и сложность их формирования.

Формирование письменных навыков начинается, по мнению психологов и физиологов, значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ребенку в руку ручку и показывает, как надо писать букву. Ещё в трехлетнем возрасте дети берут в руку карандаш или ручку и чертят на бумаге прямые линии или каракули, не контролируя, не направляя зрением свою руку. Это и служит основой, психофизиологической предпосылкой для формирования письма.

У первоклассников, как отмечают физиологи, слабо развиты мышцы руки, не закончено окостенение костей запястья и фаланги пальцев, отмечается низкая выносливость к статистическим нагрузкам, нервная регуляция движений является несовершенной. Все это определяет чрезвычайную сложность овладения навыком письма для ребенка 6-7 лет и, следовательно, требует строгого нормирования объема письменной работы, соответствия методических требований при обучении письму возрастным возможностям ребенка.

Исследованиями психологов и физиологов доказано, что в начале обучения письму дети сосредотачивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность их выполнения: соотношение букв, расстановка их по линии письма, пропорциональность, протяженность, наклон. Сосредоточенное внимание детей к графике письма, выписывание каждого элемента в отдельности, длительные паузы, часто превышающие само время выполнения графического элемента или буквы, чрезвычайная медленность письма, неустойчивость графических форм, структуры движений и мышечных напряжений – таковы характерные черты письма первоклассников на начальном этапе формирования навыка. Поэтому при обучении детей письму учитель должен учитывать индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Это особенно важно и требует от учителя глубоких психологических знаний.

Страницы: 1 2 3

Новое о педагогике:

Анализ результатов исследований по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции
Проведенное логопедическое и психолого-педагогическое изучение дошкольников 6-летнего возраста выявило значительное недоразвитие моторных функций у части детей с дизартрией. Опираясь на исследования Л.В. Лопатиной (1986) и Р.Е. Левиной мы ...

Минимальное дизартрическое расстройство - как стойкое нарушение звукопроизношения в дошкольном возрасте
Минимальное дизартрическое расстройство (стертая дизартрия) - одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте речевое расстройство, при котором ведущим в структуре речевого дефекта является стойкое нарушение фонетической стороны ре ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru