Сущность и содержание развития творческого потенциала школьника

Новое в образовании » Условия, необходимые для развития творческого потенциала учащихся на уроках » Сущность и содержание развития творческого потенциала школьника

Страница 2

Можно сказать, что творчество – это решение творческих задач. При этом творческую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии.

Потенциал (от лат. – сила) – в широком словоупотреблении трактуется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизированы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели.

Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Проявившийся в той или иной сфере деятельности «творческий потенциал» представляет собой «творческие способности» личности в конкретном виде деятельности, а также сложное личностно-деятельностное образование, включающее мотивационно–целевой, содержательный, операционно-деятельностный, рефлексивно–оценочный компоненты, отражающие совокупность личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высокого уровня его развития. Сам термин часто может употребляться как синоним «творческая личность», «одаренная личность». Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

Основным признаком творчества, как правило, считается доступный наблюдению продукт деятельности, имеющий характерные свойства: новизну, редкость, необычность, оригинальность, полезность и т.д. Сама же творческая деятельность, которой неизбежно касаются все исследователи проблемы творчества, определяется как процесс создания новой информации или продукции с высокими показателями их количества с наименьшей затратой времени и сил.

Таким образом, задача формирования творческого потенциала личности на различных этапах функционирования системы образования является своевременной. Способность к творчеству присуща каждому человеку. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках … через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». Творческая деятельность ученика не может выйти за предел имеющихся у него знаний. Отсюда следует, что эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения педагогов организовывать ее. Одним из главных педагогических требований к ученической творческой деятельности является учет возрастных особенностей учащихся.

Возрастные особенности – это наиболее характерные для каждого возрастного периода учащихся, особенности их физического, психического и социального развития.

На необходимость изучения и учета возрастных особенностей детей обратил внимание еще великий чешский педагог Я.А. Коменский, который выдвинул требование строгого учета в учебно-воспитательной работе возрастных и индивидуальных особенностей детей и учащихся. Более того, это требование он возвел в ранг принципа природосообразности, согласно которому учитель должен, обучая и воспитывая ребенка, строго следовать природным законам его развития.

В том случае, если не будут учитываться особенности развития психики детей, будет невозможно правильно соотнести цель, мотивы и средства для достижения цели. Особого внимания требуют к себе мотивы деятельности, ведь собственно они определяют интерес к работе, возникновении проблемной ситуации и стремление к достижению цели. Однако учителю и руководителю внеклассной работы необходимо не только заметить увлеченность детей, но, главное, помочь им развить творческое воображение и фантазию. Для этого важно, чтобы ребенок проявлял любовь к прекрасному не только путем созерцания, но и, будучи взрослым, вносил красоту в быт, во все окружающее, становясь настоящей творческой личностью.

Страницы: 1 2 3

Новое о педагогике:

Методика констатирующего эксперимента по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции
Констатирующий эксперимент проводился на базе образовательного дошкольного учреждения – "Центр развития ребенка – Детский сад №60", города Раменское, Московской области, в период 2009 – 2010 учебного года. Целью констатирующего э ...

Материальная база: средства и инструменты
Средства и материалы необходимые для работы на занятиях. Для обеспечения работы на занятиях потребуются препараты для очищения кожи, увлажняющий крем, тени для век, тушь для ресниц, карандаш для бровей, губная помада, тональная пудра. К вы ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru