Построение и организация урока

Страница 2

Построение урока должно способствовать возбуждению интереса учащихся к учебному материалу, развитию самостоятельности, воспитанию стремления к активному овладению умениями и навыками. Деятельность мастера на любой стадии урока не должна подавлять активность учащихся. Ход урока во многом зависит от содержания учебного материала. Имеющейся материально - технической базы, применяемых методов и средств обучения.

Решать поставленную цель выполнять задачи урока можно только при активной познавательной деятельности учащегося, с одной стороны и управления этой деятельностью мастером производственного обучения, другой стороны. Изучение этого вопроса показывает, что деятельность и учащегося и мастера на уроке осуществляется двояко:

Деятельность учащегося переплетается с активной деятельностью мастера.

Деятельность учащегося проходит самостоятельно под управлением мастера (процесс самонаучения).

В ходе самостоятельной деятельности учащийся используют справочные материалы, а в не обходимых случаях обращаются за помощью к мастеру. Эффективности деятельности учащихся этой части урока во многом зависит о того, как мастер подготовил её. Как направляет учащегося. Мастер, делая указания давая пояснения, исправляя ошибки учащихся, создает предпосылки для интенсивной самостоятельной их работы.

В основу самонаучения следует брать производственную деятельность учащихся. При изготовлении материальных ценностей всегда присутствует фактор необходимости приобретения и использования определенных знаний и умений. Учащиеся необходимо осознать задание, найти оптимальное решение условия выполнения, а затем уже приступить к выполнению задания. Самонаучение - процесс динамичный. Он вбирает в себя как простое механическое воспроизведение первоначальные периоды обучения, так и сложные, осознанные действия, включающие элементы самоконтроля и саморегулирования.

Под самоконтролем следует понимать действия учащихся по проверке своей деятельности путем сравнения полученных результатов труда с эталоном. Другой вид самоконтроля - контроль результатов труда. Он обладает функциями констатации, фиксирующими возможность дальнейшего выполнения трудового акта. По времени проведения его следует подразделить на текущий и конечный, т.е. он дискретен прерывист.

Саморегуляция - процесс непрерывный и более сложный. Направленный в основном на рабочие операции. Состояние работающего и условия его деятельности. Учащиеся самостоятельно планируют время и соответственно регулируют сам трудовой процесс, изменяя при необходимости его интенсивность сочетания применяемых приемов и способов. Деятельность учащихся по самонаучению во многом зависит от того, как мастер подготовил их к самостоятельной работе. Как провести подготовку к уроку, и как управляет их деятельностью в процессе урока. Поэтому важно с первых уроков учить учащихся умению учиться. Важно отобрать и свести в определенную систему приемы и способы активно - трудовой деятельности учащихся. Это - использование инструкционных, инструкционно-технологических карт и учебных карт, выполнения домашнего задания, использование раздаточного дидактического материала и др.

Динамика формирования на уроках умений и навыков во многом определяется интенсивностью элементов самонаучения. Подготовленностью учащихся, их умением самостоятельно учиться.

Использование технических средств на уроках производственного обучения.

Используемые в учебных мастерских технические средства имеют различное назначение. Их используют для показа трудовых приемов, действий и технологических операций, недоступных для непосредственного наблюдения. Демонстрации сложных видов техники и технологических процессов. Конкретной трудовой деятельности замедленный тип применение мультипликации. (Расчлененный вид процесса).

При оборудовании рабочих мест техническими средствами следует сосредоточить смонтировать только такие средства, которые необходимы при изучении большинства тем производственного обучения. Например, для учебных мастерских следует подбирать кино - диапроекторы. Экранные средства, являясь действенной формой зрительно-звуковой наглядности. Служат педагогическим средством активизации учащихся и эмоционального воздействия. На экране учащиеся видят как отдельные действия, так и целые производственные процессы. Важное условие проведения уроков с применением кино - методически правильно подбор учебных фильмов и необходимость перспективного планирования показа. В учебных мастерских показывают краткометражные и фрагментарные фильмы.

Отдельную подгруппу технических средств обучения составляют тренажеры. Их широко применяют в профессиональной подготовки. Овладение любым трудовым процессов, как показывает практика, обязательно включает в себя тренировочную деятельность, так и проведение самоконтроля (фиксацию и оценку своих действий). При выполнении упражнений в обычных условиях самоконтроль проводится на основе лишь зрительных слуховых восприятий. При обучении на тренажере восприятия уточняются с помощью различных приспособлений. Поэтому освоение той или иной деятельности идет уже с меньшим эмоциональными напряжением. Процесс обучения на тренажерах в большинстве своем мало чем отличается от обучения на реальном объекте труда, методика его, как правило, следующая обучающий излагает учебный материал; показывает приемы выполнения действий; в свою очередь, учащиеся воспринимают рассказываемое и показываемое, запоминаю его, а затем приступают к самостоятельным упражнениям на тренажере. Следовательно, умения и навыки формируются в результате многочисленных повторных упражнений с предварительным осознанием порядка действий.

Страницы: 1 2 

Новое о педагогике:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru