Такой своеобразный способ учета индивидуальных особенностей учеников носит ограниченный характер. Он позволяет детям успешно овладеть учебным материалом, но не дает в полной мере развития их творческим способностям, индивидуальности. Это происходит потому, что учитель не нацеливает ученика на поиск своих, соответствующих его индивидуальным особенностям, универсальных для него способов деятельности, пригодных для разных условий и разного содержания. Иначе говоря, учитель, который ищет оптимальный метод преподавания, пытается научить детей эффективным учебным приемам, не стимулирует формирования у них индивидуального стиля учебной деятельности.
В распоряжении учителя не только те или иные методы обучения, та или иная организация учебного процесса. Он должен помочь учащимся понять, в чем состоит преимущество их индивидуальных особенностей, а в чем недостатки. Это позволит направить усилия самих школьников, с одной стороны, на закрепление положительных для данной деятельности проявления или компенсацию нежелательных.
Учитывать индивидуальные особенности необходимо и в сфере мотивации.
А.К. Маркова писала, что важнейшими среди прочих факторов, стимулирующих ученика к учебной деятельности, является учебная мотивация, которая определяется как "направленность" учащегося к различным сторонам учебной деятельности.
А.К. Маркова классифицирует их по познавательным и социальным признакам. Познавательные мотивы подразделяются ею на широкие познавательные интересы и мотивы самообразования. Социальные мотивы делятся на широкие социальные мотивы (которые базируются на общественной полезности и чувстве долга) и более узкие социальные, или позиционные (престиж, одобрение сверстников). Все эти мотивы составляют у каждого индивида сложный динамический процесс, знание которого необходимо для учета и корректирования мотивации. С точки зрения индивидуализации, из этого комплекса выделяются интересы, которые, по определению Г.И. Щукиной, являются "мощным" побудителем активности личности.
Она показывает, что познавательный интерес:
может быть средством обучения;
выступать в качестве мотива;
на более высоком уровне становится свойством личности.
Познавательные интересы в процессе обучения необходимо учитывать с двух точек зрения:
побуждения интереса к учебной работе для повышения мотивации к активной работе;
учет уже сложившихся, индивидуализированных интересов и формирования новых.
Интересы имеют индивидуальный характер. Это качество содержится уже в самом понятие интереса. Учащиеся различаются не только по качеству интересов, но и по их характеру. Учащиеся V - VIII классов по характеру познавательных интересов подразделяются на четыре группы:
с аморфными интересами;
с широкими интересами;
со стержневыми интересами;
учащиеся, не имеющие интереса к умению.
Г.И. Щукина говорит о том, что учащиеся различных групп нуждаются в индивидуальном педагогическом воздействии .
Таким образом, проблема познания индивидуальных особенностей учащихся не нова, многие известные педагоги и психологи изучали различные аспекты данной проблемы, но, вместе с тем, до сих пор эта проблема до конца остается нерешенной.
Новое о педагогике:
Проблема социализации учащихся средней школы
Борьба за повышение уровня знаний населения о человеке в обществе - одно из основных направлений гуманизации современного образования в России. В содержательном плане эта работа может быть существенно обогащена использованием социологическ ...
Формы и методы организации ТКД
Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новое поколение людей к жизни в условиях, которые ещё полностью не сформированы, и к решению задач, которые однозначно ещё не сформули ...