Современные подходы к проблеме учета индивидуальных особенностей личности ребенка

Новое в образовании » Проблемы реализации личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе в современной школе » Современные подходы к проблеме учета индивидуальных особенностей личности ребенка

Страница 3

Школьные психологи часто применяют тестовые методики изолированно от учебного процесса. Психологические и педагогические наблюдения за учеником порой не согласуются ни по целям, ни по методам, ни по использованию результатов.

Все это позволяет сделать вывод: тестирование должно быть не основным, а лишь вспомогательным методом изучения ученика как личности. Ведущий метод – клиническое (педагогическое) наблюдение, т.е. анализ целостного учебного поведения ребенка в конкретных условиях проектирования педагогической ситуации развития.

Реализация личностно-ориентированной образовательной парадигмы означает обращение к субъективному опыту познания каждого ученика. Любая научная информация, как считает И.Е. Малова, превращается в знания, если она обретает личностный смысл, носит ценностный характер. В личностно-ориентированном обучении развитие ученика одновременно идет в двух направлениях:

социализация, т.е. овладение культуросообразным (нормативным) образом, его воспроизводство, применение в жизни;

открытости, природном стремлении ребенка выйти за рамки заданного, стремление к креативности, что предполагает использование собственного опыта.

На этих разнонаправленных основаниях строится индивидуальная траектория познания, что и должно, прежде всего учитываться при проектировании личностно-ориентированного образования. Главное в нем – максимальное внимание к субъективному опыту ученика, его выявление, оценка педагогом, "окультуривание", т.е. работа с индивидуальным опытом каждого школьника.

Многие педагоги задумывались, все ли индивидуальные особенности детей стоит принимать во внимание? По выражению Ш.А. Амоношвили, обучение должно быть "вариативным к индивидуальным особенностям школьников".

Какие же черты учащихся непосредственно влияющие на процесс и успешность обучения, обычно привлекают к себе внимание учителей? Прежде всего это уровень умственного развития ребенка, который нередко отождествляется со способностями к обучению. Обучаемость или способность к обучению, представляет собой понятие, характеризующее умственные способности учащихся, т.е. "способность достигать в более короткий срок более высокого уровня усвоения" [2. С. 8]. Критериями определяющими индивидуальные способности к учению являются скорость усвоения, темп выполнения различных учебных действий, четкость процесса мышления.

Можно выделить два основных критерия, которые лежат в основе внутриклассной индивидуализации:

— ориентация на уровень достижений школьника;

— ориентация на процессуальные особенности его деятельности (схема 1).

Определить уровень достижений, т.е. успехи ученика, в разных школьных предметах, привычно для педагог. Учитывая их в работе с учеником, он ориентируются на усвоенные ими знания и умения, зависящие от их возможности дальнейшего продвижения.

Схема № 1.

Критерии внутриклассной индивидуализации

Підпис: 20

В психологии для определения возможностей дальнейшего развития ребенка широко используется понятие "зона ближайшего развития". Предложивший это понятие Л.С. Выготский исходил из того, что школьное обучение должно развивать ребенка и поэтому опираться не столько на достигнутый им уровень умственного развития, сколько на те интеллектуальные особенности, которые еще отсутствуют, но для возникновения которых имеются предпосылки. Поэтому в развитии ребенка выделяют два уровня - актуальный и зону ближайшего развития. Под актуальным уровнем понимается запас знаний и умений, сформированных у ребенка к моменту исследования. Понятие "зона ближайшего развития" определяется как "большая или меньшая" возможность перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое о педагогике:

Средства и приемы обучения монологическому высказыванию
Как утверждает С.В. Калинина, концепция обучения монологической речи состоит в том, что это должен быть законченный курс, имеющий реальные цели для учащихся и убеждающий их в возможности использовать полученные умения в практической деятел ...

Принципы и типы систематизации и обобщения
Систематизация должна быть целенаправленной, объективной, всесторонней, регулярной и индивидуальной. Раскроем эти принципы систематизации подробнее. а) Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой формы. Постановка цели о ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru