П.Я. Гальперин и его сотрудники разработали действенный метод, с помощью которого можно организовать управляемое обучение как знаниям, так и умственным действиям, необходимым для их усвоения. Но эта теория фактически оставляет в стороне проблему индивидуальных различий учеников. Ее сторонники вначале прямо указывали, что от методов обучения почти целиком зависит его успешность для всех обучающихся независимо от их индивидуального своеобразия. Подчеркивалось, что при соблюдении всех необходимых условий, определяемых методикой, индивидуальные различия должны сглаживаться, а результат обучения должен быть одинаков у всех учащихся. Однако позднее стали отмечаться индивидуальные различия в усвоении. Наиболее ярко они проявились в скорости обучения, но обнаруживались различия в качестве усвоенных знаний и умений.
Психологу Е.А. Климову удалось экспериментально показать, что индивидуальные различия в способах действия, в индивидуальном стиле работы при обучении по П.Я. Гальперину отнюдь не стираются, а как бы загоняются внутрь. Он демонстрировал испытуемым на экране буквы в определенных сочетаниях; на некоторые из них требовался ответ (нажим на ключ), а на другие отвечать не следовало. Буквы шли в быстром темпе. Естественно, для инертных испытуемых этот эксперимент был трудным. Но они постепенно приспособились к его требованиям, используя некоторые индивидуальные приемы деятельности. Не имея возможности пользоваться внешними (экс-треноризованными) приспособительными действиями, инертные применяли внутренние действия. Например, они своеобразно строили стратегию внимания - настораживались уже при первых признаках появления того сочетания букв, на которое требовали ответ, не позволяли себе расслабиться.
Итак, даже создавая жесткие условия выполнения деятельности, не давая человеку возможности использовать внешние компоненты индивидуального стиля, нельзя нивелировать его внутренние, очень тонкие приспособления, нельзя лишить его индивидуального своеобразия выполнения деятельности.
Это хорошо известно опытным педагогам. Януш Корчак говорил, что если воспитатель хочет сделать всех на один лад, увлечь всех в одном направлении, его введут в заблуждение: одни подделаются под его требования, другие искренне поддадутся внушению - до поры до времени.
Конечно, это справедливо и для учебной деятельности. Как бы ни пытался учитель сгладить индивидуальное своеобразие своих учеников, чтобы ни предпринимал для того, чтобы заставить их всех одинаково правильно, по его мнению, решать, писать и т.д., учащиеся всегда найдут индивидуально-своеобразные ходы, приемы, скрытые от глаз, относящиеся к "внутреннему" поведению.
Таким образом, стремление не считаться со стойкими индивидуальными особенностями учащихся, учить всех одинаково представляется явным заблуждением. Можно сказать, что индивидуальный подход неизбежен, поскольку сглаживать индивидуальное своеобразие учащихся - безнадежное занятие. По образному выражению Ш.А. Амоношвили, пользоваться различными педагогическими методами без учета индивидуальных особенностей учащихся - значит уподобиться врачу, который различает лекарства по их цвету и форме, не зная о силе и характере их воздействия на больных .
Опыт лучших педагогов показывает, что они эмпирически приходят к мысли о необходимости индивидуального подхода к детям и ищут способы, которыми можно было бы его осуществить. Каждый идет при этом своим путем.
Анализ педагогического метода московской учительницы С.Н. Лысен-ковой показал, что толчком для ее поисков послужили наблюдаемые ею различия в скорости усвоения нового материала различными учащимися. Важнейшая задача, которую она пыталась решить, - найти резервы времени в обучении для того, чтобы усвоить программу могли все учащиеся, даже самые тугодумы. Как считает С.Н. Лысенкова, ее метод возник в связи с задачей предупредить возможные трудности и ошибки ребенка, которые выключают его из процесса обучения и травмируют его личность. Это поиск той самой "соломки", которую учитель пытается подстелить на место возможного падения ученика.
Новое о педагогике:
Формирование контроля в процессе коррекции звукопроизношения
У детей с ЗПР отмечается своеобразие как устной, так и письменной речи, трудности путей ее формирования, что подтверждают и литературные данные (Е.В.Мальцева) Перечислим принципы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими задерж ...
Учет и отчетность
мастера производственного обучения
Учет производственного обучения является одним из важнейших средств повышения качества учебно-воспитательной работы. Правильно проводимый учет дает возможность определить полноту и совершенность выполнения учебных планов и программ, прокон ...