Технология индивидуальной самостоятельной работы

Страница 4

Например, подсчитайте свой пульс в спокойном состоянии и после физической нагрузки, пронаблюдайте, какие произошли изменения.

Работа с текстом учебника или иным источником информации. Материал для самостоятельной проработки дается учащимся из различных письменных источников. Чаще всего это учебник как основной источник знаний, в котором материал должен быть представлен в соответствии с возрастными особенностями учащихся и учебной программой.

При работе с прочей учебной литературой помимо названных видов заданий предлагаются и специфические задания, приспособленные к соответствующему источнику. Задания с текстом особенно характерны для работы с научно-популярной и художественной литературой, с документами, справочниками и энциклопедиями. С таким текстом обычно труднее работать, поскольку он не приспособлен для учащихся. С учетом перспективы дальнейшего самообразования такие задания представляются крайне полезными.

Таким образом, при работе с текстом учебника или иными источниками информации формируются следующие навыки:

- выделять главное из текста;

- составлять краткий конспект по прочитанному;

- составлять план (например, прочитайте текст параграфа "Внутреннее строение рыб" и составьте подробный план по прочитанному).

Разнообразные задания составлены для работы со словарями (словарь юного биолога, биологический словарь и т.д.). Из словарей отыскивают значение слов, краткие сведения о явлениях природы, основные биологические понятия, дополняющие материал учебника. Разнообразные задания можно давать для работы с художественной литературой (например, подобрать отрывки из стихотворений русских поэтов о птицах).

Такие задания ценны тем, что способствуют интеграции учебных предметов в учебном процессе.

Все приведенные выше виды заданий крайне необходимы для того, чтобы подготовить ученика к его будущему самообразованию.

3. Учебные задания, требующие от ученика творческой деятельности.

Сюда относятся задания, которые требуют от учащихся творческой деятельности. Ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое. Сюда относятся все задания, которые используются в проблемном обучении. О необходимости расширения сферы применения таких заданий в последнее время много говорилось в дидактике, над этой проблемой работал И.Я. Лернер. Дидакт В. Оконь выдвигает на первый план групповую работу . Но при фронтальном или групповом решении проблемы ее дидактическая ценность обычно ограничивается примером для более слабых и пассивных учеников – они узнают, как решается проблема, но сами не осуществляют процесс решения проблемы. Поэтому актуальным представляется применение творческих заданий и в самостоятельной работе с целью обеспечить решение проблемы каждым отдельным учеником индивидуально. Разумеется, для самостоятельной работы подходят, прежде всего, такие проблемные задания, самостоятельного решения которых можно ожидать от большинства учащихся.

Применяемые в проблемном обучении задания довольно разнообразны, и их трудно классифицировать. Если рассматривать проблемное обучение в узком смысле, то сюда относится, прежде всего, проблемные задания, т.е. те, которые невозможно выполнить стандартными приемами, а соответствующие знания нужно применять в новых условиях. По В. Оконю, «учебная проблема составляет практическую или теоретическую трудность, решение которой является результатом собственной исследовательской активности ученика» . Проблемные задания могут быть с закрытым окончанием, т.е. правильным оказывается только один определенный ответ, или с открытым окончанием (со множеством или даже бесконечным множеством правильных вариантов решения).

Другим, относящимся к области проблемного обучения, видом задания является составление реферата, сбор и обработка оригинального материала (биологического, краеведческого и т.д.), а также проведение опытов. В этих заданиях на первый план выдвигается самостоятельность учебной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое о педагогике:

Особенности и классификация самостоятельной работы учеников из химии
Самостоятельная работа учеников на уроках проводится по специальному заданию. От цели, содержания, формы задания зависит характер деятельности школьников. Организовывая самостоятельную работу, учитель ставит разную цель учебы, развития и в ...

Особенности воспитания младших школьников
Младший школьный возраст – очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желания и умение учиться, уверенность в своих силах. Изменение социальной ситуации развития ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru