При составлении рабочего руководства следует учитывать, что учащиеся, как правило, работают не в одинаковом темпе. Поэтому обязательный для всех учащихся материал должен располагаться в основной части руководства, дополнительный материал приводится в конце руководства.
Эти требования в данном случае ориентированы на средний уровень класса, полностью они могут быть выполнены лишь в руководстве, которое содержит элементы индивидуализации.
В данном случае речь идет об обычной рабочей тетради, в которой организуется учебный процесс.
Какое место занимает самостоятельная работа в структуре урока? Как показал опыт, целесообразно использовать эту форму работы, исходя из следующих принципов.
Когда самостоятельная работа охватывала в основном новый учебный материал, пользовались обычно следующей структурой урока: 1) в начале урока – проверка материала предыдущего урока (примерно 10 мин); 2) введение в самостоятельную работу, представляющее собой инструктирование заданий, установление связи с предыдущим, выяснение целей работы и т.д. (2-3 мин); 3) самостоятельная работа (20-25 мин); 4) фронтальная работа в конце урока для обсуждения результатов самостоятельной работы вместе с заданием работы на дом (до 10 мин).
Если новый материал изучается в порядке фронтальной работы, то самостоятельная работа, предназначенная для закрепления, переносится на конец урока. В случае учебного материала на повторение можно на самостоятельную работу отвести и весь урок. На практике распространена и кратковременная самостоятельная работа на уроке. Она используется преимущественно тогда, когда учебный материал не подходит целиком для самостоятельной разработки, например, ввиду его непосильности или ввиду того, что он уже устарел. В таком случае можно чередовать самостоятельную и фронтальную форму работы.
Кратковременная самостоятельная работа оказалась безусловно необходимой и в том случае, когда умения самостоятельной работы учащихся еще не сформировались.
Из опыта использования самостоятельной работы выросло одно из важнейших требований к этой работе. Стало очень важным, чтобы за самостоятельной работой последовала фронтальная беседа, где подводятся итоги результатов этой работы.
При организации самостоятельной работы на уроке возникает вопрос о ее связи с домашней работой. Выяснилось, что задания на дом следует формулировать здесь особенно точно и обдуманно. Важно, чтобы ученики не ограничивались повторением заданий рабочего руководства. Это необходимо еще и потому, что многим учащимся после самостоятельной работы кажется, что они настолько хорошо усвоили весь материал, что в домашней работе уже нет никакой нужды. То, что учащиеся вовсе не переоценивают свою память, подтвердили экспериментальные работы, где ученики непосредственно после самостоятельной работы с рабочим руководством должны были по памяти заполнить те же руководства. Вполне понятно, однако, что без домашней работы невозможно добиться прочных и обширных знаний, на это могут быть способны лишь очень сильные ученики. Но в случае применения самостоятельной работы обычно уменьшается время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий.
В школьной практике нередко возникает вопрос, за счет какого запаса времени проводить самостоятельную работу, поскольку на нее затрачивается обычно больше времени, чем на устное изложение материала учителем, которое можно сжимать до предела. Ученик же должен сам прочитать материал, осмыслить его, написать ответы, выполнить упражнения, что, конечно, эффективно, но отнимает много времени. Все это заставляет искать скрытые резервы времени.
Довольно сложно решить вопрос о пропорциях времени отводимого для самостоятельной и фронтальной работы. Это зависит от года обучения, предмета, класса, от индивидуальных особенностей учителя и других факторов.
В нынешней реформирующейся школе можно прогнозировать возможности расширения самостоятельной работы. Предпосылки к этому создаются сокращением объема учебных программ и учебников и изданием более доходчивой учебной литературы. Это должно высвободить больше времени для применения самостоятельной работы и вместе с тем сделать ее более посильной.
Новое о педагогике:
Методика применения ролевой игры и роль преподавателя в развитии игровой
деятельности учащихся профессионального училища
Роль преподавателя – руководителя игры в профессиональном училище очень велика. Он разрабатывает сценарий игры, разрабатывает все различные ситуации и их решения, взаимоувязывает их между собой и конкретными примерами, организовывает игру ...
Преемственность педагогических идей в концепции начального образования Л.Н.
Толстого
Очень интересен педагогический опыт работы средней школы № 31 города Тулы. Третий год эта школа - экспериментальная площадка, педагогический коллектив осваивает новую педагогическую технологию “Школа индивидуального выбора”, разработанную ...