Самостоятельная учебная работа – вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности ученика во всех ее структурных компонентах – от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер .
В педагогике понятие самостоятельная работа рассматривается по-разному. Например, М.П. Кашин самостоятельной работой называл работу, которую ученик должен выполнять сам, без непосредственного участия учителя.
Есипов Б.П. рассматривал самостоятельную работу как работу, в результате которой от ученика требуется самостоятельные мыслительные операции, самостоятельное ориентирование в учебном материале. Огородников И.Т. под самостоятельной работой понимал такой способ работы, где: 1) учащимся предполагаются учебные задания и руководство для их выполнения; 2) работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством; 3) выполнение работы требует от учащегося умственного напряжения.
С точки зрения организационных основ самостоятельную работу можно разделить на: самостоятельную работу в школе и самостоятельную работу, выполняемую за пределами школы, в том числе и дома. Самостоятельная работа в школе может проводиться в рамках урока, зачета, семинара, практического занятия и т.д. На основе другого логического членения можно выделить еще два вида самостоятельной работы: индивидуальную и групповую.
С точки зрения организационного устройства самостоятельная работа при активизации обучения эффективнее фронтальной работы способствует вовлечению в работу исключительно всех учеников. В случае фронтальной работы, особенно во время устного изложения материала, учителю практически невозможно проверить участие каждого отдельного ученика в работе. В ходе самостоятельной же работы каждый ученик получает конкретное задание, которое предполагает выполнение определенной письменной работы. В этом случае можно проверить степень участия ученика в выполнении этого задания. Самостоятельная работа позволяет работать в индивидуальном темпе и стиле. Для фронтальной работы характерен одинаковый темп, при котором трудно активизировать всех учеников: для одних учеников предложенный темп слишком быстрый, для других, наоборот, медленный. В условиях самостоятельной работы ученик может заниматься в индивидуальном стиле, может вникнуть в то, что ему неясно, выполнять задание соответственно своим умениям и т.д. Самостоятельная работа активизирует внимание учащихся в том смысле, что все ученики, даже более пассивные и ленивые должны выполнить задание сами, не дожидаясь, пока кто-то другой его выполнит, как это нередко происходит при фронтальной работе. Перечисленные факторы (индивидуальные темп и стиль) представляют собой переходную ступень к индивидуализации учебной работы.
Вместе с тем организационное устройство учебной работы, т.е. индивидуальная форма обучения, еще не обеспечивает активизации учащихся в плане содержания обучения. Этого можно добиться лишь заданиями, при выполнении которых не ограничиваются только механической тренировкой, а предоставляют как можно больше материала, который активизирует мыслительную деятельность учеников. Развитию мыслительной деятельности способствует самостоятельная работа, основанная на учебных умениях.
Под учебными умениями подразумевают такие умения, которые заключаются во владении необходимыми для учебной деятельности умственными приемами. Сюда относятся, как умения воспринимать учебный материал, прорабатывать его и логически оперировать им, так и умения творчески использовать его. В результате формирования этих умений достигаются развивающие цели обучения. Понятие «умение самостоятельной работы» близко по смыслу к понятию «учебные умения», но оно несколько уже последнего. Учебное умение требуется при любой форме учебной работы (например, умение слушать лекцию учителя), а умение самостоятельной работы в первую очередь при самостоятельной работе учащихся.
Новое о педагогике:
Методика проведения диагностики уровня развития связной речи детей
Для изучения уровня развития связной монологической речи детям предлагают прослушать сказку, небольшую по объему. Пересказы записывают и анализируют по следующим показателям: 1) понимание текста – правильное формулирование основной мысли; ...
Анализ развития творческих способностей на кружковых занятиях по вышивке
Во многом и в различной мере зависит от нравственного облика преподавателя, проводящего занятия, его знаний и умений, организаторских способностей, отношение к делу и ребятам, педагогического мастерства, такта и других качеств. В большинст ...