Характеристика учительства как профессиональной группы

Страница 1

Вопрос о роли личности учителя в педагогическом процессе всегда являлся одним из самых актуальных. Обозначившееся еще со времен Сократа в сфере философской мысли внимание к человеку, его личностному бытию никогда не ослабевало, а, напротив, нарастало.

Исследуя роль личности учителя в образовании, условно вычленяются две основные составляющие, или функции, образования:

Первая функция представляет собой процесс передачи знаний – обучение;

Вторая функция – процесс воспитания.

С одной стороны, эти функции можно рассматривать как относительно независимые. С другой же стороны, совершенно очевидно, что обе эти функции взаимосвязаны в едином образовательном процессе и взаимодополняют друг друга, поскольку единство обучения и воспитания семантически и этимологически заложено в самом термине «образование».

Роль учителя в развитии общества очень важна: ведь учителя были носителями знаний, которые передавали следующим поколениям. Рассматривая учительство как профессиональную группу, можно сказать, что послевоенные годы явились довольно сложным периодом для советского учительства. Начиная с 20–30‑х годов – после объявления всеобщего образования, ощущалась хроническая нехватка преподавательских кадров в стране.

Проблемы объективной оценки опыта развития советской школы послевоенных лет развиваются в русле двух концептуальных подходов. Сторонники первого из них акцентируют внимание на анализе негативных процессов и тенденций развития советской школы, её политизации, огосударствлении, идеологизации. По выражению известного московского исследователя З.Г. Дайча, советская школа оказалась «зажата тисками тоталитаризма» и вместо социального института стала государственным учреждением, «функционирующим в режиме единообразия, единомыслия и единоначалия». По мнению уральского историка М.В. Суворова, «политика партийно-советского руководства, направленная на политизацию образования, привела к формированию учителя нового типа, отличительными чертами которого были идеологизированное сознание, государственный патриотизм, агрессивность по отношению к мнимым и настоящим «врагам», преобладание коллективных ценностей над индивидуальными проявлениями личности».

Подобный исследовательский подход, фиксирует реальные, хотя, и не всегда определяющие тенденции развития советской школы. Более перспективными нам представляются позиции тех авторов, которые сосредотачивают исследовательский поиск не только на анализе деформаций системы образования в СССР, но и концентрируют внимание на созидательной составляющей практики школьного строительства, социального творчества советского учительства, стремятся выявить в противоречивом опыте рациональный материал, имеющий долговременные ценностные ориентиры.

Качественный состав учительства в предвоенные годы имел следующий состав: выходцы из рабочих составляли среди учителей сельских начальных школ только 5,8%, а категория «служащих» и «прочих» равнялась соответственно 43,3%.

Сердцевину идеологической работы органов власти среди учительства составляла формирующая система их политического образования, которая включала разные формы: вовлечение педагогов-коммунистов и комсомольцев в сеть партийной и комсомольской учёбы, организация кружков при Домах работников просвещения, школ политграмоты, самообразование и др. Широким каналом массовой политической пропаганды среди интеллигенции были различные учительские съезды, совещания и конференции, созываемые на всех уровнях: всесоюзные, республиканские, региональные и др.

Негативное влияние на психологическую атмосферу в школах, на трудовую деятельность учителей оказывал постоянный контроль за «политической благонадежностью» педагогического персонала. Например, предвзятым было отношение к учителям, имевшим дореволюционный стаж работы. «Неугодными» оказывались учителя непролетарского происхождения. В 1930–1940-е гг. кадры школьных учителей истории и преподавателей вузов не раз подвергались «чисткам». Сначала это был так называемый «большой террор», когда сотни преподавателей вузов, учителей были оклеветаны и репрессированы. В послевоенный период проверялись лица, находившиеся на оккупированной территории или сотрудничавшие с немцами. В случае подтверждения подобных фактов учителя и преподаватели вузов освобождались от занимаемых должностей.

Проблемы школьного всеобуча не исчерпывались количественными параметрами, охватом обучения детей, открытием новых ученических мест, строительством школьных зданий и т.д. Центральным направлением школьной политики Советского государства являлась организация учебно-воспитательного процесса в школе в полном соответствии с его идеологическими, политическими постулатами. Профессионально-педагогическая работа учителя осложнялась жёстким курсом правящего режима на идеологизацию всей школьной жизни.

Страницы: 1 2 3

Новое о педагогике:

Методика Шаталова с точки зрения учебно-воспитательного процесса
Образовательная модель известного педагога-новатора Виктора Федоровича Шаталова в свое время вызвала полемику, можно ли считать данную методику технологией обучения. Согласно мнению Г.К. Селевко – ведущего специалиста в области педагогичес ...

Использование методики В.Ф. Шаталова на различных этапах урока
Рассмотрим основные характеристики этой технологии. Ведущие принципы: крупноблочное введение теоретических знаний; усвоение знаний на основе их многократного вариативного повторения; сочетание постоянного внешнего контроля за ходом усвоени ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru