Характеристика учительства как профессиональной группы

Страница 2

Оценка условий жизни учительства в 1946–1950 гг.

Условно этот период в отношении материального обеспечении учительства можно разделить на два этапа. С 1946 по 1948 гг. государство проводило в отношении учительства режим жесткой экономии. С 1 октября 1946 г. с карточного снабжения снимается часть сельских учителей, связанных с сельским хозяйством. В качестве помощи учителям практикуются компенсационные выплаты (за наем квартиры, за пользование светом, единовременная помощь малообеспеченным учителям). Они не покрывали учительских расходов и не способствовали улучшению материального положения учителей. С 1948 по 1952 гг. Советское государство переходит к масштабным мерам по улучшению быта учителей. С 1 января 1948 г. их дети освобождаются от платы за обучение в старших классах и педагогических вузах, с 1 февраля этого же года заработная плата учителей повышается на 15%. Вводится пенсия за выслугу лет в размере 40% от оклада при непрерывном 25‑летнем стаже. Постановлением ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР от 10 февраля «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» сельские учителя обеспечивались безвозмездно земельными участками в размере 0,25 га на семью. Подсобные хозяйства учителей освобождались от налогообложения, если их доход не превышал 3000 руб. в год. Колхозы были обязаны предоставить учителям в бесплатное пользование пастбища и сенокосные угодья. Этим же постановлением предусматривалось введение в действие плана строительства жилья для сельских учителей на 1948–1950 гг. Однако данные социальные программы не были реализованы в полной мере. Колхозы, обремененные непосильными налогами, саботировали выполнение постановления, не выделяя учителям положенную землю либо взимая за пользование ей деньги. План строительства жилья для сельских учителей был выполнен лишь на 30%. Материально–бытовое положение учителей оставалось тяжелым. Если городские учителя испытывали серьезные проблемы с жильем, то для сельских учителей более актуальными были проблемы своевременного получения топлива и снабжения продуктами и промтоварами. Даже после отмены карточной системы сельское население в целом и учителя в частности испытывали товарный дефицит. «Особенности социально–правового положения учителей в 1946–1952 гг.» дается характеристика таких важнейших составляющих социально–правового статуса учительства как объем его декларируемых и реальных прав, уровень правовых гарантий со стороны государства и общества. С одной стороны государством неоднократно подчеркивался высокий социально–правовой статус советского учительства. С 1948 г. учителя награждались орденами и медалями СССР за выслугу лет. Только по Горьковской области в 1951–1952 учебном году к различным наградам было представлено 4008 учителей. Наиболее авторитетных из них выдвигали в органы власти.

Наряду с этим учительство в целом и отдельные его категории подвергались жесткой дискриминации. Прежде всего, это касалось свободного времени учителя. После работы он вынужден был участвовать в различных мероприятиях на общественных началах. Через школьные парторганизации государство активно вмешивалось в семейную жизнь учителей. Широкий размах приняла в первые послевоенные годы практика незаконного перевода учителей с одного места работы на другое без санкций ОблОНО. На VI областной конференции Кировского обкома профсоюза работников начальной и средней школы заместитель министра просвещения РСФСР С.М. Языков призвал профсоюз «запретить РОНО безобразничать в вопросе перевода учителей». По данным комиссии Министерства просвещения РСФСР только за 9 месяце 1952 г. в Горьковской области было незаконно переведено из школы в школу 86 учителей. Часть учителей преследовалась государством по политическим мотивам. Преследованию подвергались дети и родственники священников, царских чиновников, кулаков, репрессированных. После Великой Отечественной войны к ним прибавились репатрианты, бывшие военнопленные и лица, находившиеся во время войны на оккупированной территории. Наиболее распространенными формами дискриминации по отношению к этой категории учительства были: негласный контроль государственных органов, увольнение с работы, понижение по службе. Все вышеназванные дискриминационные меры существенно обесценивали социально–правовые гарантии, декларируемые государством в отношении учительства. Архивные материалы свидетельствуют о случаях перехода учителей на работу в другие сферы – официантами, уборщиками, продавцами. Учитывая неудовлетворительное состояние с обеспечением школ учителями, центральными и местными органами власти предпринимались попытки вернуть на работу педагогов, работавших не по специальности. Пытаясь хоть как-то улучшить свое материальное положение, некоторые учителя занимались платным репетиторством. Однако подобные «антисоветские и антигосударственные» случаи осуждались как неприемлемые в советской школе и пресекались. На идейные позиции, настроения педагогов оказывали немалое воздействие их материально-правовое положение, отношение к ним руководителей государственных, хозяйственных институтов. Ответом стал «уход» части школьников и студентов – будущих учителей – в сферу личных интересов и девиации.

Страницы: 1 2 3

Новое о педагогике:

Участие сельского социума в развитии образования на селе
Школа является важной составляющей любого региона страны, требующей особой поддержки и внимания со стороны не только нашего государства, но и местных властей, а главное – местного социума. Активное взаимодействие школы с социально-культурн ...

Научно-методическое обоснование
Критерием успешности обучения в настоящее время является не столько уровень знаний учащихся, сколько овладение ими ключевыми учебными компетенциями. Под компетенцией, согласно В.В. Краевскому и А.В. Хуторскому, подразумевается «круг вопрос ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru