Все выделенные компоненты тесно связаны и представляют целостное единство. Данные компоненты составляют полный набор, из которого нельзя исключить ни одного компонента, не нарушив обособленности, т.е. они являются необходимыми и достаточными для характеристики понятия «патриотизм».
Но представление о патриотизме личности, на наш взгляд, будет неполным без введения уровней патриотизма: патриотизм на словах; патриотизм на словах, но с отдельными патриотическими поступками; патриотизм в действиях, требующих проявления мужества, жертвования своей жизнью.
Таким образом, когда речь идет о формировании патриотизма, суть учебно-воспитательной работы в данном случае должна состоять в том, чтобы создавать такие педагогические условия, которые реально способствовали бы возбуждению у школьников этих внутренних противоречий и побуждали бы их к развитию у себя указанных качеств. К таким педагогическим условиям В.И.Андреев относит:
1. Изучение истории, традиций, культуры, своего народа, своего края, своей Родины.
2. Участие в различного рода конкурсах, олимпиадах за честь школы, города, области, России.
3. Дискуссии, конференции по проблемам экологии, сохранения природных и материальных ресурсов края, области, страны.
4. Участие в детских, подростковых и юношеских движениях.
5. Показ достижений и успехов России в области космоса, авиации, медицины, спорта и других областях.
6. Туристические поездки по стране, встречи с интересными личностями, патриотами своего Отечества.
7. Посещение всевозможных выставок, отражающих достижения российских мастеров, художников, архитекторов и т.д.
Для этих целей учителя и классные руководители используют самые разнообразные формы работы и учебной, и внеклассной.
Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:
1. Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
2. Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
3. Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
4. Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Новое о педагогике:
Ознакомления детей с иллюстрацией
Прежде всего, педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства, вызывает внимание к ним. Постепенно он формирует способность эстетического восприятия. Рассматривая картинки или скульптуру, дети интересуются, что изображено, уз ...
Технологический процесс обработки данных
Известно два основных подхода к построению модели технологического процесса обработки данных (ТПОД): Модели ТПОД, ориентированные на события; Модели ТПОД, ориентированные на процессы. В курсовом проекте используется второй подход к построе ...