Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общи закономерности и принципы воспитательного процесса и специфику патриотического воспитания учащихся общеобразовательной школы. К числу их относятся: обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями; обусловленность содержания, форм, методов, средств и приемов патриотического воспитания возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий; интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы; опора на новые концепции организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и на новое понимание основных педагогических понятий; опора на положительные качества личности воспитанника и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия, координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания.
С учетом особенностей патриотического воспитания в современном обществе цель данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
Однако для процесса воспитания и формирования патриотизма необходимо знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние или, как иногда их называют, психологические структурные компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители данного качества личности. Как и в других нравственных качествах, в патриотизме можно выделить следующие из этих компонентов: потребностно-мотивационный; мировоззренческий, интеллектуально-эмоциональный; поведенческий; оценочный; волевой.
Потребность и мотивация как совокупности причин психологического характера, объясняющих поведение человека, характеризуют мотивы, интересы человека. Данный компонент органически входит в структуру понятия «патриотизм», так как предполагает характеристику интересов, стремлений, целей, мотивов деятельности человека, связанной со служением Родине. Мировоззренческий компонент базируется на знаниях, убеждениях, идеалах, ценностных ориентациях. Выделение интеллектуально-эмоционального компонента обусловлено соотношением эмоциональных и рационально-познавательных, т.е. интеллектуальных начал патриотизма и патриотического сознания. Являясь продуктом развития человека, чувства связаны с работой сознания, т.е. знаниями, взглядами, убеждениями человека. Как отмечает П.М.Якобсон: «Чувство патриотизма… формируется в основном в школьные годы. В дальнейшем оно становится более зрелым и осознанным. Поэтому существенно, чтобы все моменты ознакомления ребенка с родной страной, с ее культурой, с ее прошлым, с духовным богатством рождали в нем глубокий эмоциональный отклик». В убеждениях проявляется единство моральных знаний и чувств человека. Они являются идейно-психологическим компонентом сознания, непосредственно стимулирующие поведение человека, выбор действий и поступков. А убеждения проявляются в практической деятельности, в том числе и при формировании умений и навыков поведения. При осуществлении деятельности человек действует сознательно, управляет своим поведением, преодолевает возникающие препятствия. Это связано с проявлением воли.
Новое о педагогике:
Организация работы школьного лагеря "Ветерок"
Цели и задачи организации работы лагеря Цель: оздоровление детей и сплочение в единый дружный коллектив. Создание в лагере атмосферы раскрепощенности, веселья и доброжелательности, способствующих раскрытию и развитию интеллектуального, физ ...
Причины
не совершенствования речевого этикета
Восхищаясь теми чудесными методами, при помощи которых ребёнок овладевает родным языком, не забываем ли мы, взрослые, призваны обучать его правильной речи? Не отказываемся ли мы от роли его воспитателей? Никто не отнял права восхищаться сл ...