Подбор литературы следует начинать с анализа тех книг, периодических и энциклопедических изданий, которые рекомендованы по изучаемым по специальности курсам. Книги и статьи следует подбирать с использованием систематических указателей литературы в библиотеках вуза и города, а также библиографическим указателям. При изучении периодических изданий лучше всего использовать последние в году номера журналов, где помещается указатель статей, опубликованных за год.
Во время работы по подбору научной литературы следует учитывать:
жанр (монография, статья, тезисы);
предметную тематику (история, археология, психология, педагогика, этнография и т.д.);
период издания (издания прошлых лет, новые и новейшие работы по избранной проблематике);
авторские научные школы.
Изучение научной литературы следует начинать с источника, где исследуемая проблематика представлена наиболее полно (например, учебник, учебное пособие или монография). Это позволит лучше ориентироваться в ходе написания курсового проекта. Чтения научной литературы следует также сочетать с работой со словарями. Это позволит более адекватно понимать терминологию исследуемой проблематики.
В ходе изучения литературы необходимо сразу же составлять библиографический список используемых источников и литературы. Это в последующем позволит сэкономить время и упростит работу по правильному оформлению окончательного списка литературы и источников, а также оформление сносок в тексте работы.
Студенты, обучающиеся на исторических факультетах, во время написании курсовой работы обязательно должны пользоваться источниками – документами. Существуют различные трактовки понятия «документ». Приведем те, с которыми чаще всего приходится сталкиваться при написании исследовательской работы. Документ – 1) деловая бумага, подтверждающая какой-либо факт или право на что-нибудь; 2) письменное свидетельство о чем-нибудь. Папирусный свиток, берестяная грамота, глиняная табличка, рукопись и газета, технический чертеж, фотография, паспорт, кинофильм – все это документы.
Документы подразделяются на следующие виды:
письменные (содержат информацию в виде письменного текста – словесного, цифрового, иероглифического, формульного или смешанного);
картографические (карты, атласы, глобусы);
изобразительные (большую часть их объема занимают изображения);
аудиальные и аудиовизуальные (содержат запись звука и движущегося изображения. Это магнитофонные записи, кинофильмы, видеофильмы, оптические компактные диски).
Со всеми выше перечисленными видами документов может предстоять работа, в зависимости от избранной тематики, при написании курсового проекта. Однако чаще всего в основе курсового проекта лежат письменные документы. Данный вид источников, в свою очередь, подразделяются на опубликованные, которые доводятся до всеобщего сведения посредством тиражирования, и неопубликованные, не рассчитанные на широкое распространение.
Первый вид источников, с которым знакомится студент во время обучения на историческом факультете это сборники документов и хрестоматии. Это книги, в которых документы уже систематизированы и объединены по темам. Работа над некоторыми темами предполагает изучение документов, хранящихся в фондах библиотек и архивах (издания XVI–XIX вв.), а также знакомство и анализ фондов музеев.
Для написания некоторых тем курсовых проектов необходимо в качестве источников использовать результаты полевых исследований (курсовые работы по археологии, этнографии и краеведению). Данный вид источников предполагает проведение самостоятельных исследований с дальнейшей их обработкой и систематизацией.
После того, как основная литература и источники отобраны для удобства работы с ними, необходимо их систематизировать. Систематизация – это не что иное, как упорядочение и группировка собранного материала по содержанию и с учетом последовательности его использования при подготовке письменной работы. В результате все собранные источники и литература должны быть разбиты на главы, разделы и параграфы: эти относятся к первой главе, эти ко второй и т.д.
При написании курсового проекта изучение литературы продолжается на протяжении всего времени пока идет работа над ее написанием, т.к. за это время могут появиться новые издания, позволяющие раскрыть тему исследования с другой стороны, либо пополнить ваши знания по изучаемой проблематике. Таким образом, на протяжении всей работы над темой курсовой работы происходит пополнение библиографического списка литературы.
Новое о педагогике:
Задачи работы по развитию речи в 1-ой младшей
группе детей дошкольного возраста
На третьем году жизни ребенка стоят задачи приучать понимать речь без наглядного сопровождения, расширять активный и словарь, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками. Если в подготовител ...
Перечень документов, необходимых для организации дополнительных
образовательных и оздоровительных платных услуг
1. Приказ по дошкольному учреждению об открытии платной услуги. 2. Акт осмотра помещения на каждую платную услугу. 3. Список предметов снабжения, расходных материалов, необходимых для организации и функционирования платной услуги. 4. Закон ...