Задание на выполнение дипломной работы выдается научным руководителем студенту, где указывается сроки выполнения дипломной работы. Задание утверждается заведующим соответствующей кафедрой.
Научный руководитель помогает студенту составить календарный план-график работы (Приложение 8), который способствует рациональному распределению времени, отводимого на подбор литературы и ее изучение, ознакомление с другими источниками, анализ и обработку данных, составление выводов, заключений, приложений, литературное и техническое оформление дипломной работы, подготовку ее к защите.
Первоначальный план работы может подвергаться корректировке на протяжении осуществления научного исследования, поскольку в ходе научного исследования могут возникнуть новые, неожиданные для автора аспекты той или иной проблемы, входящей в предмет изучения.
3. Написание дипломной работы и текущий контроль над ее выполнением.
Дипломная работа выполняется студентом в течение промежутка времени, отведенного для этого учебным планом по соответствующей специальности. Вместе с тем учебными планами отдельных специальностей не предусматривается обязательное выполнение дипломных работ всеми без исключения студентами и тогда значительную часть работы над дипломным проектом студент выполняет за счет личного бюджета времени.
При написании любой исследовательской работы (в том числе и дипломной) следует использовать определенную последовательность. Сначала готовятся: введение, первая глава и приложения к ней, вторая глава и приложения к ней, третья глава и приложения к ней, заключение. После этого редактируются главы и приложения к ним, если таковые имеются, уточняется содержание введения и заключения. После написания глава уточняется список использованной литературы, перечень принятых сокращений (при необходимости), содержание.
Черновой вариант работы следует писать в максимально короткое время. Это связано с тем, что, во-первых, написание работы в короткий промежуток времени позволит избежать противоречий и повторений (человек удивительно быстро забывает даже то, что написал сам); во-вторых, процесс возврата к тому, на чем автор остановился в прошлый раз, очень длителен и составляет по опыту от 5 до 30 минут; в-третьих, написание работы в течение длительного времени приводит к высокому эмоциональному напряжению, и работа начинает уже «давить» на автора, что способствует снижению работоспособности.
Материал, содержащийся в работе, должен соответствовать ее теме, иметь стройную и логическую последовательность изложения, обязательным условием при написании работ по истории является соблюдение хронологической последовательности.
Работа над каждой составной частью имеет свои особенности.
Введение – вступительная, начальная часть дипломной работы. В ней дается общая оценка состояния решаемой научной проблемы, обоснование необходимости проведения данных исследований, очерчивается круг проблем, нуждающихся в научном изучении, и определяется направление научного исследования автора.
Во введении должна быть раскрыта цель, основные задачи работы, сформулировать научную новизну, актуальность и практическую значимость дипломного проекта, показаны методы исследований, определен объект и предмет исследования, его хронологические рамки.
Актуальность темы. Для раскрытия актуальности темы необходимо отразить степень изученность исследуемой проблемы в трудах других исследователей, показать суть проблемной ситуации. После определения актуальности исследования следует приступить к формулировке целей и задач работы. Цель работы должна заключаться в решении проблемной ситуации путем ее анализа и выявления новых, ранее не известных данных. Исходя из цели исследования, определяются задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Задачи обычно формулируются в виде перечисления (проанализировать…, охарактеризовать…, исследовать…., разработать…, обобщить…, выявить…, доказать…, внедрить…, показать…, выработать…, изыскать…, найти…, изучить…, определить…, описать…, установить…, выяснить… и т.п.).
Научная новизна характеризует вклад автора дипломного проекта в изучение темы. Научная новизна имеет тесную связь с практической значимостью работы. Практическая значимость заключается в возможности применения полученных результатов исследования на практике. Полученные автором результаты, например, могут быть использованы при подготовке учебно-методических разработок.
Новое о педагогике:
Своеобразие книжной графики, ее значение в художественно воспитании детей
Книжная графика относится к изобразительным видам искусства. Как и все эти виды искусства (живопись, графика, скульптура), она отражает действительность через образное, наглядное воспроизведение ее зримых форм, передает облик предметов и я ...
Принципы краеведения в курсе «Экономики родного
края»
Краеведческий компонент при изучении экономики родного края включает в себя ряд составляющих, которые позволяют изучить приоритетные направления экономического развития региона. Одним из значимых среди них является производство. Производст ...