Исходя из сумм баллов, полученных каждым ребенком за задания по диагностике артикуляционной моторики, нами были определены уровни ее развития на этапе контрольного эксперимента.
Высокий уровень развития имеют 4-ро детей (Данил С., Аня Г., Катя В., Кирилл Ш.) – 80%
Средний уровень имеет 1 ребенок (Андрей К.) - 20%
Низкий уровень не имеет ни один ребенок.
По результатам контрольного эксперимента, можно сделать вывод, что уровень развития как мелкой, так и артикуляционной моторики у детей экспериментальной группы значительно повысился в результате проведения серии игр и игровых упражнений.
Для повышения уровня развития мелкой и артикуляционной моторики у детей экспериментальной группы с общим недоразвтием речи мы использовали серии игр и игровых упражнений, способствующих не только мотивации детей к занятиям, но и развитию подвижности органов артикуляционного аппарата, способности детей управлять силой напряжения мышц органов, участвующих в голосообразовании и образовании воздушной струи, а также развитию тонких движений пальцев рук.
На этапе контрольного эксперимента перед нами стояла задача проверить, насколько эффективными оказались меры по повышению уровня развития моторики рук и артикуляционного аппарата у детей. Результаты проведенного эксперимента подтвердили необходимость использования игрового метода в работе над моторикой, так как дети значительно повысили уровень развития артикуляционной и мелкой моторики по окончании проведения экспериментальной работы.
Дети с общим недоразвитием речи имеют расстройство всех компонентов речевой системы, в том числе артикуляции и моторики пальцев рук. Преодоление этих расстройств является важной частью в коррекционной работе с детьми с ОНР, так как мелкая моторика, то есть манипуляции пальцами рук, влияют на функции центральной нервной системы.
Исследованиями по данному вопросу занимались многие российские ученые: Бехтерев В.М., Левина Р.Е., Кольцова М.М. и другие. Проблемами артикуляции занимались Филичева Т.Б., Фомичева Г.В., Чиркина Г.В.
Нарушения моторики, как артикуляционной, так и мелкой, может создать трудности в овладении письменной речью в школьном возрасте, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Таким образом работа по развитию мелкой и артикуляционной моторики должна присутствовать на занятиях, как фронтальных, так и индивидуальных занятиях ребенка с логопедом, а также в повседневной жизни детей в дошкольном учреждении, в виде отдельных игр в свободное от занятий время. Для достижения хороших результатов в этой работе необходимо использовать игры и игровые упражнения, основываясь на том, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте.
Данное утверждение было подтверждено нашей исследовательской работой. Используя различные игры для детей, развивающие моторику пальцев рук, моторику органов , участвующих в артикуляции, дети в непринужденной форме улучшили свои показатели, выявленные в констатирующем эксперименте в начале работы.
Проведенное исследование позволило прийти к следующим выводами: для успешной реализации процесса развития мелкой и артикуляционной моторики необходимо:
1. диагностирование уровня развития мелкой и артикуляционной моторики у детей.
2. стимулирование интереса ребенка к занятиям, к работе по развитию моторики.
3. опора на ведущую деятельность ребенка, использование игр и игровых упражнений, повышающих активность и интерес к занятиям.
4. использование любого свободного от занятий времени для проведения игр с детьми, развивающих мелкую или артикуляционную моторику.
Новое о педагогике:
Особенности развития творческих способностей в процессе организации
кружковых занятий по вышивке
Перед руководителями кружков нередко встают вопросы: с чего начать занятия? Какие упражнения дать учащимся на первых порах? Как повышать сложность задания? Какие рисунки рекомендовать детям для перевода на материал? Как убедить своих воспи ...
Построение сценария информационного процесса
Описание информационной технологии представим в виде поведенческой модели (диаграммы IDEF3). В ней отражаются такие категории как действия (работы), события (соединения, перекрестки) и связи между действиями (временные, объектные), отражаю ...