Разработка и обоснование методики совершенствования и коррекции профессионально важных психофизиологических свойств будущих инженеров-механиков

Новое в образовании » Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов машиностроительных специальностей на основе базовых психофизиологических свойств индивида » Разработка и обоснование методики совершенствования и коррекции профессионально важных психофизиологических свойств будущих инженеров-механиков

Страница 2

Обобщение сведений, полученных в итоге наших исследований, дало основание составить профессиограммы четырех основных, идентичных по психофизиологических характеристикам, групп инженерных машиностроительных специальностей.

Представленные профессиограммы, по-нашему мнению, в полном объеме отражают психо-физиологические требования к выпускникам ВУЗов машиностроительного профиля, они более пригодны для практического использования в педагогической практике, т.к. помогают изобразить структуру ППФП студентов с учетом требований будущей профессиональной деятельности .

Классификация профессионально важных качеств инженеров-механиков

Для выявления комплекса профессиональных важных физических качеств, личностных свойств, требований к двигательной подготовленности инженеров-механиков и подтверждения уже имеющихся в научной литературе данных были проведены педагогические наблюдения и анкетирование специалистов машиностроительного профиля. Проанкетировано 185 человек, средний возраст 42,5 лет, средний стаж работы по специальности – 12,5 лет; под постоянным наблюдением находилось 85 специалистов.

Как видно из представленного рисунка, факторами, в наибольшей степени определяющими производственную деятельность инженеров-механиков, являются следующие: общая работоспособность, сила, силовая выносливость, быстрота реакции, скорость движений и.т.д.

Показательным является и характер двигательной активности работников инженерно-механических специальностей: 50,5% опрошенных проходят в течение рабочего дня от 1500-2000 метров, а около 20% меньше 1000 метров и лишь у 8,1% двигательная активность достигает 3 километрового рубежа.

Из анализа анкет установлено, что в условиях ограниченного помещения работает большая часть (81,4%) инженеров-механиков. Отрицательным обстоятельством, снижающим эффективность работы, называют недостаточность освещения (29,5%). Менее выражены факторы запыленности воздуха (11,9%) и слишком яркого освещения (11,9%). На наличие шума указывает 8,6% , 5,7% говорят об отрицательном воздействии сквозняков.

Интересно, что 42,2% работников инженерно-механического профиля в начале рабочего дня чувствуют себя хорошо, 32,8% - средне и около 25% начинают рабочий день недостаточно отдохнувшими. К концу рабочего дня 64,8% опрошенных в средней степени испытывают усталость, незначительно устают 24,3%, чувствуют сильную усталость 10,9% опрошенных.

К концу рабочей недели эти показатели несколько выравниваются: сильно устают – 29,1%, средне – 47,1%, незначительно – 23,8%; к концу года (перед отпуском) уже 74,3% респондентов чувствуют сильное утомление, незначительно устают 19,5%, и среднюю степень утомления испытывают 6,6% опрошенных (рис2).

Наиболее заметно выражается проявление утомления: в рассеянности внимания - 18,6%, повышенной раздражительности 16,2%, снижении интереса к работе - 13,8%, частой смене позы- 10,1%, в понижении точности основных рабочих движений - 10,5%, ухудшении настроения - 10,5%. Малозначительными факторами являются также повышенная сонливость - 6,6%, головная боль - 5,6 % и замедление движения - 3,3%.

Большая часть исследуемых нами специалистов отмечает прямую связь между утомляемостью в процессе работы и недостаточной физической подготовленностью, так считают - 41,9% опрошенных, 25,7% - такую связь не наблюдают и 32,4% -затруднились ответить.

Страницы: 1 2 3

Новое о педагогике:

Сущность самостоятельной работы из химии
В соответствии с Основными направлениями реформы общеобразовательной школы внимание учителей направлено на всестороннее развитие познавательной активности учеников, прививание им интереса к учебе, формированию навыков самообразования. В ра ...

Особенности коррекции ПВК у студентов будущих инженеров-механиков
Разработка качеств работоспособности, надежности и профессионального долголетия специалистов тесно связано с решением проблемы коррекции ПВК. Следует отметить, что до настоящего времени задачи воспитания и коррекции профессионально важных ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru