В результате констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности самоконтроля у детей с ЗПР:
отсутствие умения сосредоточиться на задании, ориентироваться в нем, анализировать задание, часто не понимают задание и поставленный вопрос;
нарушение словесной регуляции: не умеют подчинить свое поведение словесным инструкциям, особенно собственным, в нужном и достаточном направлении;
отсутствие умения планировать свои действия и выполнять их в определенной последовательности;
отсутствие умений отслеживать правильность выполнения задания;
наличие речевой патологии на позволяет рассказать о выполненной работе;
несформированность умения работы с образцом (ограничение беглым просмотром образца);
отсутствие самокорректировочной деятельности: ошибки не замечают, исправляют лишь некоторые;
отсутствие потребности в самоконтроле, способности оценить результаты своей деятельности.
Таким образом, нарушение внимания, как одной из важнейших психических функций, низкий уровень самоконтроля, а иногда и полное его отсутствие в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью ЦНС серьезно тормозят процесс образования детей с ЗПР, осложненной речевыми нарушениями
Новое о педагогике:
Особенности возрастного развития физических качеств
Развитие физических качеств у детей школьного возраста происходит неравномерно: этапы ускоренного их формирования сменяются периодами замедления. Эти этапы, как правило, не совпадают по времени, что еще более усложняет возможность их учета ...
Проблема социального исключения в сфере образования
Преобразования в сфере экономики, которые были инициированы в начале 90-х годов, в частности, изменение отношений собственности, законов, регулирующих эти отношения, оказали воздействие на развитие всей социальной системы российского общес ...