Техника батик и ее возможности в развитии изобразительного творчества дошкольников

Новое в образовании » Использование техники батика в изобразительном творчестве детей старшего дошкольного возраста » Техника батик и ее возможности в развитии изобразительного творчества дошкольников

Страница 4

Свободную роспись красками с введением в них солевого раствора можно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этого некоторые части рисунка выполняют свободной росписью с доработкой графическим рисунком, а фоновые перекрытия производят на участках, ограниченных резервирующим составом. При росписи ткани, предварительно пропитанной солевым раствором, заливка участков фона каким-либо цветом исключается, так как в этом случае краска не может ровно растекаться по поверхности ткани.

Таким образом, исходя из выше сказанного, ребенок с помощью техники батик может научиться видеть, чувствовать и оценивать все по законам красоты. У него развивается художественный вкус. Детям старшего дошкольного возраста доступны несколько видов техники батик:

-холодный батик

-свободная роспись по ткани

-роспись по ткани с элементами солевой техники

-узелковый батик.

Далее мы предприняли изучение и анализ основных образовательных программ (раздел «Изобразительная деятельность»), с целью определения возможности использования техники батик в работе с детьми дошкольного возраста.

Так , анализ программы «Детство» показал, что в разделе «Изобразительное искусство и художественная деятельность детей» в основном внимание уделяется развитию необходимых для сюжетного рисования изобразительных навыков (изображать предмет близкого, среднего и дальнего планов, линию горизонта; совершенствовать умения выделять главное, передавать взаимосвязь между объектами). Недостатком данных задач является то, что отдельно не выделена задача по развитию творчества и воображения, не указаны, какие средства выразительности необходимо использовать при создании рисунка, задачи даны обобщенно, отсутствует конкретизация этих задач.

Программа «Радуга» работа с детьми по изобразительной деятельности осуществляется по двум направлениям:

· в процессе эстетического восприятия природы, красивых предметов и произведений изобразительного искусства (Раздел «Красота в жизни и изобразительном искусстве»)

· на занятиях по рисованию и лепке и в процессе свободной деятельности (Раздел «Рисование и лепка»)

Достоинством данной программы является то, что содержание охватывает все стороны жизни ребенка в детском саду (занятия, свободная деятельность и т.д.), обучение и развитие происходит не только в специально отведенное время, но и на протяжении всей деятельности ребенка. В программу включены также подразделы «О влиянии одного цвета на другой», «Цвет и свет», которые содержат информацию по развитию цветовосприятия, что очень важно для развития детского творчества. Данная программа имеет некоторые недостатки: четкие задачи по развитию сюжетного рисования отсутствуют, основное внимание уделяется обучению техническим приемам и умению работать с изобразительным материалом. Отдельно представлен подраздел «Как развивать воображение детей», но, к сожалению, в нем говорится о развитии воображения только на занятиях.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой включает раздел «Предметное и сюжетное рисование», где представлены конкретные задачи по развитию сюжетного рисования (учить передавать движения фигур; совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, явлений действительности и литературных произведений; побуждать детей передавать отличия по пропорциям, форме, величине в рисунках и т.д.). Эта программа наиболее близка по содержанию задач задачам, которые выделила В.Б. Косминская. Здесь педагогу представлен четкий план по обучению детей сюжетному рисованию, в дополнение отдельно представлена задача по развитию творчества и воображения.

В программе «Развитие» в разделе «Изобразительная деятельность» говорится о том, что для детей старшего дошкольного возраста основной является художественная задача передать средствами изобразительной деятельности отношения разного типа. Эта задача решается путем построения выразительной сюжетно - образной композиции, отражающей особенности таких отношений. Большое внимание в этом возрасте уделяется построению двух - фигурных композиции и предметно - сюжетному рисунку, передающему парные отношения. Такие задания потребуют анализа способов взаимодействия между объектами, особенностей действий и изобразительных характеристик взаимодействующих персонажей, анализа их эмоциональных отношений. Можно сделать вывод, что данная программа направлена на формирование в большей степени интеллектуальных способностей, чем творческих. Даже на занятиях по изобразительной деятельности ребенка ставят в ситуацию мыслительной деятельности, что способствует умственному развитию, нежели творческому.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое о педагогике:

Понятие пенитенциарной педагогики
Пенитенциарная педагогика — отрасль педагогической науки, изучающая деятельность по исправлению лиц, совершивших преступление и осужденных к различным видам наказаний. Термин «пенитенциарная педагогика» был введен в научный оборот в 90-е г ...

Воспитательный отряд В.П. Крапивина «Каравелла»
Владислав Петрович Крапивин – это замечательный детский писатель. Писательское своеобразие В.Крапивина основывается не только на литературных традициях, но на его жизнедеятельности в целом. Истоки его находятся в детстве писателя. Он рос в ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru