Техника батик и ее возможности в развитии изобразительного творчества дошкольников

Новое в образовании » Использование техники батика в изобразительном творчестве детей старшего дошкольного возраста » Техника батик и ее возможности в развитии изобразительного творчества дошкольников

Страница 4

Свободную роспись красками с введением в них солевого раствора можно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этого некоторые части рисунка выполняют свободной росписью с доработкой графическим рисунком, а фоновые перекрытия производят на участках, ограниченных резервирующим составом. При росписи ткани, предварительно пропитанной солевым раствором, заливка участков фона каким-либо цветом исключается, так как в этом случае краска не может ровно растекаться по поверхности ткани.

Таким образом, исходя из выше сказанного, ребенок с помощью техники батик может научиться видеть, чувствовать и оценивать все по законам красоты. У него развивается художественный вкус. Детям старшего дошкольного возраста доступны несколько видов техники батик:

-холодный батик

-свободная роспись по ткани

-роспись по ткани с элементами солевой техники

-узелковый батик.

Далее мы предприняли изучение и анализ основных образовательных программ (раздел «Изобразительная деятельность»), с целью определения возможности использования техники батик в работе с детьми дошкольного возраста.

Так , анализ программы «Детство» показал, что в разделе «Изобразительное искусство и художественная деятельность детей» в основном внимание уделяется развитию необходимых для сюжетного рисования изобразительных навыков (изображать предмет близкого, среднего и дальнего планов, линию горизонта; совершенствовать умения выделять главное, передавать взаимосвязь между объектами). Недостатком данных задач является то, что отдельно не выделена задача по развитию творчества и воображения, не указаны, какие средства выразительности необходимо использовать при создании рисунка, задачи даны обобщенно, отсутствует конкретизация этих задач.

Программа «Радуга» работа с детьми по изобразительной деятельности осуществляется по двум направлениям:

· в процессе эстетического восприятия природы, красивых предметов и произведений изобразительного искусства (Раздел «Красота в жизни и изобразительном искусстве»)

· на занятиях по рисованию и лепке и в процессе свободной деятельности (Раздел «Рисование и лепка»)

Достоинством данной программы является то, что содержание охватывает все стороны жизни ребенка в детском саду (занятия, свободная деятельность и т.д.), обучение и развитие происходит не только в специально отведенное время, но и на протяжении всей деятельности ребенка. В программу включены также подразделы «О влиянии одного цвета на другой», «Цвет и свет», которые содержат информацию по развитию цветовосприятия, что очень важно для развития детского творчества. Данная программа имеет некоторые недостатки: четкие задачи по развитию сюжетного рисования отсутствуют, основное внимание уделяется обучению техническим приемам и умению работать с изобразительным материалом. Отдельно представлен подраздел «Как развивать воображение детей», но, к сожалению, в нем говорится о развитии воображения только на занятиях.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой включает раздел «Предметное и сюжетное рисование», где представлены конкретные задачи по развитию сюжетного рисования (учить передавать движения фигур; совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, явлений действительности и литературных произведений; побуждать детей передавать отличия по пропорциям, форме, величине в рисунках и т.д.). Эта программа наиболее близка по содержанию задач задачам, которые выделила В.Б. Косминская. Здесь педагогу представлен четкий план по обучению детей сюжетному рисованию, в дополнение отдельно представлена задача по развитию творчества и воображения.

В программе «Развитие» в разделе «Изобразительная деятельность» говорится о том, что для детей старшего дошкольного возраста основной является художественная задача передать средствами изобразительной деятельности отношения разного типа. Эта задача решается путем построения выразительной сюжетно - образной композиции, отражающей особенности таких отношений. Большое внимание в этом возрасте уделяется построению двух - фигурных композиции и предметно - сюжетному рисунку, передающему парные отношения. Такие задания потребуют анализа способов взаимодействия между объектами, особенностей действий и изобразительных характеристик взаимодействующих персонажей, анализа их эмоциональных отношений. Можно сделать вывод, что данная программа направлена на формирование в большей степени интеллектуальных способностей, чем творческих. Даже на занятиях по изобразительной деятельности ребенка ставят в ситуацию мыслительной деятельности, что способствует умственному развитию, нежели творческому.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое о педагогике:

Диагностические методики изучения эмоционального состояния детей дошкольного возраста
У ребенка рано складывается эмоциональное отношение к близким, которое «окрашивает» его представления о родителях, других членах семьи, о своем доме и т.д. Эти представления во всем их своеобразии могут пролить свет на те стороны семьи, до ...

Развлечение, как одна из форм организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
Неотъемлемой частью повседневной жизни детей дошкольного возраста, независимо от того, что посещают они детский сад или нет, являются развлечения. Развлечение - одна из форм организации детей, которая преследует несколько целей: доставить ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru