Невольно встает вопрос о том, каким образом необходимо выстраивать работу по использованию возможностей техники батик как средства развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста. Как уже отмечалось в предыдущих параграфах в целом ребенку дошкольного возраста «в облегченном виде» доступны такие виды батика как: свободная роспись, холодный батик, узелковый батик, батик по соли.
Считаем, что бучение технике батик необходимо выстроить последовательно, с учетом постепенного усложнения техники, сложности заданий.
В качестве основных этапов обучения техники батик мы выделяем:
- ознакомительный, где будет происходить знакомство с понятием батик, историей его появления и развития, видами батика: холодный батик, узелковый батик, техника сводной росписи, солевой эффект и др.;
- основной, будет направлен на овладение детьми старшего дошкольного возраста техникой таких видов батика, как холодный батик, узелковый батик, техника сводной росписи, солевой эффект и др.;
- творческий, направленный на поиск вариативных способов создания рисунка на ткани: холодный батик, узелковый батик, техника свободной росписи, солевой эффект и др., выразительных средств, в передаче образов изображения, прежде всего цветового решения, композиции и др., создание новых, оригинальных продуктов детской деятельности имеющих практическое назначение.
На первом ознакомительном этапе на первый план выдвигается задача формирования интереса к искусству ручной росписи ткани – батик. Детей можно познакомить с легендой возникновения батика, различными способами выполнения росписи (холодный, узелковый, свободная роспись); развивать эмоциональное отношение к искусству росписи по ткани – батик; развивать фантазию, творческую активность; воспитывать интерес к художественной росписи по ткани.
Обучающий этап поможет детям овладеть техникой рисования красками батик, понять свойства изобразительного материала, его выразительные возможности, что в конечном итоге обогатит рисунки детей, позволит получить разнообразные решения одного и того же предмета, явления, будет способствовать развитию детского творчества.
Творческий этап предполагает вариативность способов создания рисунка на ткани (холодный батик, узелковый батик, техника свободной росписи, солевой эффект и др.); поиск выразительных средств в передаче образов изображения, цветового решения, композиции и др.; возможности создания новых, оригинальных продуктов детской деятельности имеющих практическое назначение. А также развить воображение, интерес к искусству техники батик.
Итак, в детском саду возможно использование техники батик как средства развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста. Эффективными формами организации использования батика в дошкольном образовательном учреждении будут выступать организация кружка. Данная эффективность будет обусловлена, на наш взгляд, в первую очередь тем, что техника батик будет выступать перед ребенком как новый вид творческой деятельности. Так как все новое, привлекает ребенка. Однако взрослому необходимо не только поддержать у ребенка интерес к данному компоненту, но и способствовать развитию изобразительного творчества возможностями использования техники батика. Это будет обуславливаться тем, что техника батика по своему определению вариативен и дает возможность каждому ребенку проявить себя творчески.
В рамках нашего эксперимента дети познакомятся с такими видами техники батик как, свободная роспись, холодный батик, узелковый батик.
Чтобы приступить к рисованию к какой либо техники батик необходимо изучить способы росписи по ткани, так как каждый способ требует особый материал. Для этого необходимо выбрать ткань; краски; кисти; рамы для росписи; и прочие принадлежности. Ткань, для старшего дошкольного возраста лучше использовать тонкие хлопчатобумажные ткани - мадаполам, маркизет, батист или шифон. Белое простынное полотно, ситец, бязь используются для горячего и узелкового батика. Для контурной росписи подходит Понже, креп-шифон. Краска на эти ткани ложится ровно и хорошо расплывается.
Овладев техникой батик с детьми можно использовать более плотные ткани - дюпон, туаль, креп-сатин, крепдешин и креп-жоржет – они также подходят для работы в технике нанесения контуров, поскольку на них быстрее закрепляются разделяющие линии, чем на плотных шелках, таких
Новое о педагогике:
Физика в контексте мировой культуры
Если мы серьезно намерены формировать гармоническую развитую личность, то в процессе обучения элементы естественнонаучной и гуманитарной составляющих мировой культуры должны образовывать тот цельный образ реальности, который позволит учащи ...
Мероприятия по уменьшению загрязнения атмосферы автотранспортом.
Нормирование токсичных выбросов автомобилей
На сегодняшний день большинство государств имеют свои национальные стандарты. В развитых странах проверка уровня токсичности осуществляется на всех стадиях, как производителями автомобилей, так и в последующем процессе эксплуатации. Нормы ...