Современные представления о дизартрии

Страница 5

Наряду с этим, разница между клинической картиной дизартрий взрослых и детей заключается еще и в том, что у взрослых дизартрии вызваны локальным поражением мозга, а детей диффузными нарушениями мозговой деятельности иногда без четко выраженного очага поражения.

Классификация дизартрий у детей сложна и не может быть полностью соотнесена с клинической картиной параличей, т.е. уровнем поражения мозга.

В основу классификации дизартрии положены принцип локализации, синдромологический подход, степень понятливости речи для окружающих.

В работах, посвященных дизартрии, указывается, что клинические особенности нарушений речи, степень их выраженности зависят не только от тяжести мозгового поражения, но и от локально-диагностических признаков. Степень дизартрии может быть как легкой, стертой, так и тяжелой. В литературных источниках отечественных и зарубежных авторов по этой проблеме встречаются лишь фрагментарные сведения. Посвящали свои работы данной проблеме такие ученые, как О.В. Правдина, И.И. Панченко, Е.Н. Винарская, а также французский невропатолог G.Tardier. Одной из ранних попыток классифицировать дизартрию у детей представлена в работе Е.М. Мастюковой (1966). Она систематизирует дизартрию у детей в зависимости от клинического фона, на котором выявляется речевая патология. Дается характеристика у детей различных клинических групп: с минимальной мозговой дисфункцией, с задержкой психического развития, с нормальным психофизическим и церебральным параличом. Эта систематизация дает представление о том, что у детей с дизартрией может наблюдаться большой диапазон их психического состояния: от олигофрении до нормы.

Впервые попытка классификации форм стертой дизартрии была сделана Е.Н. Винарской и А.М. Пулатовым на основе классификации дизартрии, предложенной О.А. Токаревой. Авторами выделена легкая псевдобульбарная дизартрия и отмечено, что пирамидные спастические параличи у большинства детей сочетаются с разнообразными гиперкинезами, обостряющимися в процессе речи.

В исследованиях Е.Ф. Соботович и А.Ф. Чернопольской впервые отмечено, что недостатки звуковой стороны речи у детей с дизартрией проявляются не только на фоне неврологической симптоматики, но и на фоне нарушения двигательной стороны процесса звукопроизношения.

Классификация собственно речевых нарушений при дизартрии у детей до настоящего времени является дискуссионной. С одной стороны, речевые нарушения при дизартрии у детей, как правило, не могут быть соотнесены с локализацией органического поражения мозга, т.е. диффузное поражение ЦНС, характерное для детских церебральных параличей, обуславливает детскую клиническую картину. С другой стороны, развивающийся мозг и различного рода декомпенсационные и компенсационные нервные процессы меняют клинические проявления изначального поражения ЦНС. Многие исследователи , тем не менее, считают возможным выделение форм дизартрий у детей, связанных с локализацией органического поражения ЦНС. Классификация по этому принципу характеризуется возможностью соотнести симптоматику речевых нарушений с нарушением функции определенных структур мозга, участвующих в речеобразовательном процессе. Такой подход позволяет в теоретическом плане достаточно очевидно представить себе механизм нарушения речи (моторики и психических функций в том числе), а значит и аргументировать выбор логопедических технологий для коррекционной работы. Такая классификация представлена в работах М.Б. Эйдиновой, Е.Н. Правдиной-Винарской (1959), К.А. Семеновой (1968), К.А.Семеновой и Е.М. Мастюковой, М.Я. Смуглина (1972), Л.М. Шипициной, И.И. Мамайчук (2001) и другие. Следует заметить, что все авторы отмечают своеобразие форм дизартрий у детей по сравнению дизартрией у взрослых. Никто из исследователей детской дизартрии не выделяет бульбарной формы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Новое о педагогике:

Содержание обучения чтению
При постановке коммуникативной задачи нужно конкретизировать, уточнить и сформулировать ее с уче­том функции чтения, которая реализуется в данном случае, и поэтому учитель должен осознавать, где и когда может быть использована извлеченная ...

Сущность социально-педагогической поддержки
Социально-педагогическая поддержка детства представляет особый вид социально-педагогической деятельности, которая направлена на выявление и разрешение проблем ребенка с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие и образова ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru