Современные представления о дизартрии

Страница 7

Основные синдромы, характерные для дизартрии.

Нарушения артикуляционной моторики, сочетаясь между собой, составляет первый важный синдром дизартрии – синдром артикуляционных расстройств.

Он видоизменяется в зависимости от тяжести и локализации поражения мозга и имеет свои специфические особенности при различных формах дизартрии.

Для большинства форм дизартрий характерно изменение мышечного тонуса речевой мускулатуры. Обычно эти изменения тонуса имеют сложный патогенез, связанный как с локализацией поражения, так и со сложной дезинтеграцией всего рефлекторного, двигательного и речевого развития. Поэтому в отдельных артикуляционных мышцах тонус может изменяться по-разному.

Гипертонус (спастичность) артикуляционных мышц – постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, в лицевой и шейной мускулатуре.

При выраженном повышении мышечного тонуса язык напряжен, оттянут кзади, спинка изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен. Напряженная спинка языка приподнята к твердому небу, способствует смягчению согласных звуков. Поэтому особенностью артикуляции при спастичности мышц является палатализация, что может способствовать фонематическому недоразвитию.

Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта. Активные движения при этом ограничены. Невозможность или ограничение объема движения языка вперед может быть связанно со спастичностью подбородочно-язычной, челюстно-подъязычной и двубрюшной мышц, а также мышц прикрепляющихся, к подъязычной кости.

Повышение мышечного тонуса в мышцах лица и шеи еще более ограничивает произвольные движения в артикуляционном аппарате.

Спастичность артикуляционных мышц имеет место при спастической форме псевдобульбарной дизартрии. Наряду со спастичностью речевой мускулатуры у детей отмечается спастичность и скелетных мышц. Наиболее часто это имеет место при спастической диплегии.

Гипотонус (гипотония) – пониженный тонус речевой мускулатуры. Гипотония в речевой мускулатуре обычно сочетается с гипотонией и слабостью скелетных, мимических и жевательных мышц. Язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их плотного смыкания, в силу этого рот постоянно полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение).

Особенностью артикуляции при гипотонии является назализация, когда гипотония мышц мягкого неба препятствует достаточному движению небной занавески вверх и прижатию ее к задней стенке зева. Струя воздуха выходит через нос, а струя воздуха выходящая через рот, чрезвычайно слаба. Нарушается произношение губно-губных смычных шумных согласных п, п*;б, б*. Затруднена палатализация, в связи с чем произношение глухих смычных согласных нарушено, кроме того при образовании глухих смычных необходима более энергичная работа губ, которая отсутствует при гипотонии. Нарушается произношение и переднеязычных смычных шумных согласных т, т*; д, д* искажается артикуляция переднеязычных щелевых согласных ш, ж.

Нередко наблюдаются различные виды сигматизма, особенно часто межзубный и боковой.

Легче произносятся губно-губные смычно-носовые сонанты м, м*, а также губно-зубные щелевые шумные согласные, артикуляция которых требует не плотного смыкания нижней губы с верхними зубами и образования плоской щели – ф, ф*; в, в*.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Новое о педагогике:

Организация работы по развитию творческого потенциала школьника
Для реализации цели и задач исследования применялся комплекс научно-исследовательских методов. Адекватная диагностика развития творческого потенциала возможна при условии применения комплексной методики исследования. Творческую деятельност ...

Анализ эффективности формирующей работы в процессе уроков литературы
Анализ эффективности проведенной работы показывает, что самым приоритетным при выборе ценностей-целей у учащихся являются: - Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) – 30% о ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru